• 09 февраля 2025 16:00
  • 75
  • Время прочтения: 2 мин

80 лет железной дороге Ижевск – Балезино

80 лет железной дороге Ижевск – Балезино Фото: Минтранспорта УР
9 февраля — день, который навсегда остался в истории Удмуртии и всей страны. В этот день 80 лет назад правительственная комиссия подписала акт о сдаче в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Ижевск – Балезино. Это событие стало важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры и сыграло ключевую роль в обеспечении фронта во время Великой Отечественной войны.

Строительство железной дороги началось в январе 1942 года, в разгар войны, когда страна переживала тяжелейшие испытания. Уже через год, 27 января 1943 года, на линии открылось сквозное движение, а через еще год дорога была принята во временную эксплуатацию. Однако на этом не завершилась её роль в тылу. До официального завершения строительства 9 февраля 1945 года железная дорога перевезла более 1,6 миллиона тонн грузов, включая боеприпасы, технику и продовольствие для нужд фронта.

Этот проект стал настоящим символом самоотверженного труда тыла, ведь в его реализации участвовало более 40 тысяч человек из 29 районов Удмуртской Республики. Трудовой подвиг этих людей невозможно переоценить. В отчете, направленном в октябре 1943 года И.В. Сталину, колхозники Удмуртии писали: «Мы произвели свыше 3 миллионов кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тысяч кубометров лесоматериала, забили более 4 тысяч свай, построили 116 мостов…»

Эти цифры — лишь часть истории, скрывающей за собой колоссальный труд и самоотверженность тех, кто рисковал своей жизнью ради общей цели. Протяженность железной дороги составила 146 километров, и она соединила важнейшие магистрали — Пермскую и Казанскую. Эта дорога стала важным стратегическим объектом, существенно улучшившим снабжение фронта.

Фото: Минтранспорта УР

Железная дорога Ижевск – Балезино сыграла ключевую роль в обеспечении фронта боевой техникой, боеприпасами, топливом и продовольствием. Кроме того, она также значительно ускорила передачу материалов и грузов, необходимых для восстановления экономики страны в послевоенные годы. В годы войны линия стала важнейшей транспортной артерией, связывающей восток и запад страны, а её значение оставалось высоким и после окончания Великой Отечественной.

Сегодня, 9 февраля, мы вспоминаем героический труд людей, которые в годы войны и послевоенного восстановления отдали все свои силы ради Победы. Железная дорога Ижевск – Балезино стала не просто транспортной артерией, а символом единства, стойкости и мужества всех, кто трудился на её строительстве. Эта дорога и сегодня продолжает оставаться важной частью транспортной инфраструктуры, обеспечивая связь между различными регионами и служа связующим звеном в логистике Удмуртии.