• 12 декабря 2024 15:00
  • 55
  • Время прочтения: 3 мин

12 декабря 1966 года: день, когда Ижевск «встал на колеса»

12 декабря 1966 года: день, когда Ижевск «встал на колеса» Фото: 1980-е. Конвейер Ижевского автозавода, фото: ttps://ppsiz.ru/
12 декабря 1966 года стал знаковой датой в истории Ижевска — на мощностях корпуса «Прогресс» был собран первый автомобиль. Им оказался «Москвич-408», событие положило начало автомобильной промышленности в городе, которая позже превратится в один из столпов местной экономики.

Как всё начиналось

Идея создания автомобильного производства в Ижевске возникла в 1960-е годы, когда страна активно развивала свою промышленную мощь. Решение разместить автозавод в Ижевске было стратегическим: город уже обладал мощной промышленной базой благодаря Ижевскому машиностроительному заводу. 21 октября 1965 года был подписан приказ о создании автомобильного производства на базе корпуса «Прогресс», расположенного на улице Автозаводской.

1960-е. Строительство Ижевского автозавода. Фото: https://ppsiz.ru/

Первые производственные мощности представляли собой временный вариант: сварка, окраска и сборка автомобилей происходили в приспособленном здании. Все детали и комплектующие для машин на начальном этапе поступали с АЗЛК (Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола).

1960-е. Строительство экспериментального цеха. Фото: https://ppsiz.ru/

Появление первого автомобиля

12 декабря 1966 года первый «Москвич-408» сошёл с ижевского конвейера. Этот момент стал знаковым не только для города, но и для всей страны: Ижевск официально вошёл в число автомобильных центров Советского Союза.

Модель «Москвич-408» была популярной благодаря своей надёжности и современному на тот момент дизайну. Автомобиль оснащался двигателем мощностью 50 лошадиных сил и развивал скорость до 120 км/ч.

Дальнейшее развитие производства

Уже через год, в 1967 году, на мощностях ижевского производства начался выпуск новой модели — «Москвич-412». Эта модель отличалась усовершенствованным двигателем и более высокими эксплуатационными характеристиками.

В 1971 году был запущен главный конвейер нового крупного завода, построенного на месте современного автозавода. Это позволило увеличить объёмы производства и создать собственные модификации автомобилей. Одной из первых уникальных разработок ижевских конструкторов стал «Иж-2125» — первый советский хэтчбек, получивший название «комби».

Позднее, в 1972 году, завод выпустил легендарный фургон «Иж-2715», который на десятилетия стал незаменимым помощником для малого бизнеса и сельского хозяйства.

1973 год. Площадка готовой продукции ГП «Ижмаш. Автозавод». Фото: https://ppsiz.ru/

Вклад в развитие города и промышленности

Автозавод, который вырос из небольшого корпуса, сыграл огромную роль в развитии Ижевска. Он не только обеспечил рабочими местами тысячи горожан, но и вывел город на новый уровень промышленного развития.

Постепенно производство автомобилей в Ижевске стало самостоятельным, а завод занял свою нишу в автомобильной индустрии СССР. За десятилетия своей работы предприятие пережило множество этапов: от выпуска моделей «Москвич» до создания собственных автомобилей и перехода в XXI веке на производство машин под брендами Renault, Nissan и LADA.

Наследие первого «Москвича»

История первого ижевского автомобиля — это не только промышленный успех, но и пример того, как стремление к новым технологиям может изменить судьбу целого города. Сегодня на месте старого корпуса «Прогресс» стоит современный автозавод, который остаётся важной частью жизни Ижевска, сохраняя связь с историей и устремляясь в будущее.

12 декабря 1966 года — день, когда в Ижевске появился свой первый автомобиль, — остаётся символом прогресса, новаторства и трудолюбия горожан.