1960-е. Строительство Ижевского автозавода.
Идея создания автомобильного производства в Ижевске возникла в 1960-е годы, когда страна активно развивала свою промышленную мощь. Решение разместить автозавод в Ижевске было стратегическим: город уже обладал мощной промышленной базой благодаря Ижевскому машиностроительному заводу. 21 октября 1965 года был подписан приказ о создании автомобильного производства на базе корпуса «Прогресс», расположенного на улице Автозаводской.
1960-е. Строительство Ижевского автозавода.
Первые производственные мощности представляли собой временный вариант: сварка, окраска и сборка автомобилей происходили в приспособленном здании. Все детали и комплектующие для машин на начальном этапе поступали с АЗЛК (Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола).
1960-е. Строительство экспериментального цеха.
12 декабря 1966 года первый «Москвич-408» сошёл с ижевского конвейера. Этот момент стал знаковым не только для города, но и для всей страны: Ижевск официально вошёл в число автомобильных центров Советского Союза.
Модель «Москвич-408» была популярной благодаря своей надёжности и современному на тот момент дизайну. Автомобиль оснащался двигателем мощностью 50 лошадиных сил и развивал скорость до 120 км/ч.
Уже через год, в 1967 году, на мощностях ижевского производства начался выпуск новой модели — «Москвич-412». Эта модель отличалась усовершенствованным двигателем и более высокими эксплуатационными характеристиками.
В 1971 году был запущен главный конвейер нового крупного завода, построенного на месте современного автозавода. Это позволило увеличить объёмы производства и создать собственные модификации автомобилей. Одной из первых уникальных разработок ижевских конструкторов стал «Иж-2125» — первый советский хэтчбек, получивший название «комби».
Позднее, в 1972 году, завод выпустил легендарный фургон «Иж-2715», который на десятилетия стал незаменимым помощником для малого бизнеса и сельского хозяйства.
1973 год. Площадка готовой продукции ГП «Ижмаш. Автозавод».
Автозавод, который вырос из небольшого корпуса, сыграл огромную роль в развитии Ижевска. Он не только обеспечил рабочими местами тысячи горожан, но и вывел город на новый уровень промышленного развития.
Постепенно производство автомобилей в Ижевске стало самостоятельным, а завод занял свою нишу в автомобильной индустрии СССР. За десятилетия своей работы предприятие пережило множество этапов: от выпуска моделей «Москвич» до создания собственных автомобилей и перехода в XXI веке на производство машин под брендами Renault, Nissan и LADA.
История первого ижевского автомобиля — это не только промышленный успех, но и пример того, как стремление к новым технологиям может изменить судьбу целого города. Сегодня на месте старого корпуса «Прогресс» стоит современный автозавод, который остаётся важной частью жизни Ижевска, сохраняя связь с историей и устремляясь в будущее.
12 декабря 1966 года — день, когда в Ижевске появился свой первый автомобиль, — остаётся символом прогресса, новаторства и трудолюбия горожан.