• 03 сентября 2019 12:28
  • 1 483
  • Время прочтения: 2 мин

День в истории: русский инженер Федор Пироцкий продемонстрировал первый в стране электрический трамвай

День в истории: русский инженер Федор Пироцкий продемонстрировал первый в стране электрический трамвай Фото: трамвай Пироцкого
3 августа 1880 г. в Петербурге электрический трамвай, изобретенный Федором Аполлоновичем Пироцким, начал перевозить первых пассажиров. Эксперименты Пироцкого в этом направлении продолжались вплоть до конца сентября 1880 года, позже их пришлось прекратить из-за нехватки у инженера-одиночки средств. Но информация, полученная братьями Сименсами в результате встреч с Пироцким, позволила им в 1881 году открыть первую постоянную трамвайную линию в Берлине. В Российской империи постоянно действующий электрический трамвай появился только в 1892 году в Киеве.

Федор Пироцкий родился 17 февраля 1845 года в с. Сенча Лохвинского уезда Полтавской губернии в семье штабс-лекаря. Семья его происходила из городовых казаков. Вырос и учился будущий инженер в Северной столице, окончил Константиновский кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию. После проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. Здесь он познакомился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым – изобретателем, например, угольной электролампы, получившей мировое признание. Яблочков был одним из теоретиков электротранспорта. Решить вопрос на практике предстояло Пироцкому.

В 1871 году Пироцкий возвращается в Петербург. Первым заметным его изобретением стал новый тип доменных печей. В 1874 году инженер начинает экспериментировать с переводом вагонов на электротягу на Волковском поле в Санкт-Петербурге. Уже в 1875 году на участке сестрорецкой железной дороги были запущены такие вагоны.

Электрофицировано было около одной версты пути. Оба рельса были изолированы от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным.

В 1880 году Пироцкий модернизирует двухэтажные городские трамваи на конной тяге, переведя их на тягу электрическую. 3 сентября, несмотря на открытые протесты владельцев петербургской «конки», электротрамвай начал перевозить первых пассажиров.

Разработками русского инженера заинтересовались во всем мире. К сожалению, денег на продолжение экспериментов у Пироцкого не было. Зато деньги были у братьев Сименс, имевших свою фирму в Германии и ведущих параллельную разработку. Карл Сименс несколько раз встречался с Пироцким, задавал инженеру множество вопросов.

История рассудила так, что первый постоянный коммерческий маршрут электрического трамвая открыла фирма Сименса под Берлином в 1881 году, используя первоначально конструкцию Пироцкого.

Пироцкий же возвратился на службу артиллерийским офицером. В 1881 году он прокладывает первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской Школы. В 1888 году Пироцкий был досрочно отправлен в отставку в чине полковника, за несколько месяцев до окончания 25-летней военной выслуги, которая позволила бы ему получить максимальную пенсию. В 1898 году Пироцкий умирает. Чтобы похоронить русского изобретателя, родственникам пришлось заложить мебель – к концу жизни у него совсем не осталось денег.

Федор Пироцкий