Преподаватели Ижевской оружейной школы, 1910 г.
Появлению оружейных школ при Ижевском и Тульском заводах послужила Крымская война, обнажившая техническое отставание России от европейских государств, в том числе и в сфере вооружения. Для преодоления этого отставания мало было просто перевести армию на нарезное оружие – возникла необходимость в специалистах, способных объяснить солдатам принципы его эксплуатации и ремонта. Таких специалистов в русской «гладкоствольной» армии не было, как не существовало и стройной системы их подготовки.
Проанализировав ситуацию, командование Русской императорской армии и Военный совет взялись за модернизацию этой сферы. На трех казенных заводах начался выпуск винтовок Терри, Карле и Крнка, револьверов систем Лефоше, Кольт, Смит-Вессон, а позже и легендарной «берданки». А при Ижевском и Тульском заводах были учреждены школы оружейных мастеров. До 1879 года школы подчинялись Главному артиллерийскому управлению, потом были переданы в управление непосредственных начальников заводов.
В Ижевскую оружейную школу могли поступить молодые люди всех сословий не моложе сначала 18, а потом и 16 лет, прошедшие вступительные испытания на конкурсной основе. Для прохождения конкурса экзаменуемому необходимо было уметь «правильно и толково» читать, «ясно и связно, без грубых ошибок» излагать прочитанное и знать четыре арифметических действия над целыми числами (здесь вы можете прочитать о том, как в этот период обстояли дела с начальным образованием). Еще одним условием было наличие элементарных знаний по слесарному делу. Предпочтение отдавалось тем абитуриентам, которые помимо вышеперечисленных знаний и умений были также знакомы с работами в одном или нескольких цехах завода.
Преподаватели Ижевской оружейной школы, 1910 г.
Количество учащихся всех классов доходило до 100 человек. Обучение продолжалось 4 года: три года отводилось теории, четвертый год посвящался практическим занятиям. В теорию входили Закон Божий, арифметика, геометрия, теория ручного огнестрельного оружия, русский язык, черчение и рисование. Для итогового контроля использовалась 12-тибальная система оценивания. На выходе выпускник в случае прохождения порога в 10 баллов получал звание «оружейного мастера» и по распределению отправлялся на место службы (это была или войсковая часть, или другое военное учреждение России). Если же он получал меньшее количество баллов, то допускался к государственной службе лишь в статусе старшего оружейного подмастерья.
Ижевская оружейная школа на перекрестке улиц Троицкая (ныне Советская) и Базарная (ныне М. Горького). Открытка XIX века.
Школу до революции планировали ликвидировать дважды. Впервые об этом власть задумалась, реагируя на участие студентов в антиправительственных выступлениях и вооруженных мятежах в 1906 году, но по какой-то причине отказалась от этого шага (о том, как царская власть боролась со студенческими выступлениями, читайте в нашей статье). Затем школа должна была исчезнуть естественным образом в результате создания объединенного Тульского 4-х классного (4-х годичного) оружейного училища, но этому помешало начало Первой мировой войны. В итоге школа все же была закрыта большевиками в 1918 году, вероятно, в связи с событиями Ижевско-Воткинского восстания.