«Команда на взлет!»
Отсчет своей истории армейская авиация ведет с 1948 года, когда была сформирована первая в СССР вертолетная эскадрилья. Вертолеты не успели принять участие во Второй мировой войне, опыта их боевого применения на тот момент не было и первоначально предполагалось, что они будут использоваться только для доставки донесений, корректировки артиллерийского огня, разведки. Однако по мере роста тактико-технических характеристик боевых машин, совершенствования тактики их применения, появления новых типов авиационных боеприпасов спектр задач существенно расширился. В него добавились огневая поддержка наземных войск, десантно-транспортные операции, различные специальные задачи.
За свою историю армейская авиация прошла ряд реорганизаций. В 1962 году из вертолетных эскадрилий была организована войсковая авиация. В 1972 году она была выделена как отдельный род войск в составе ВВС, уже под названием армейской авиации. В 1990 году – передана из ВВС в армейское подчинение и преобразована в Авиацию Сухопутных войск. В 1998 году переименована обратно в Армейскую авиацию и подчинена напрямую начальнику Генерального штаба, а в 2002 году вернулась в состав ВВС (ныне – ВКС) России. Все эти организационные пертурбации наглядно отражают двойственность данного рода войск – работа ведется в небе, но в тесной связке с армейскими подразделениями и практически исключительно в их интересах.
Это ярко проявилось в ходе войны в Афганистане, когда армейская авиация прошла масштабную «проверку боем». Именно в Афганистане вертолет стал неизменным спутником солдата. В 40-й армии удалось успешно решить вопрос включения авиационных частей в состав общевойсковых объединений: дивизиям были приданы вертолетные эскадрильи, мотострелковым бригадам – вертолетные отряды. Во всех гарнизонах первым делом создавались вертолетные площадки, посадочные «пятачки» имели даже удаленные заставы. Все это существенно упрощало организацию взаимодействия с наземными частями. Базируясь на полевых площадках, вертолетчики могли получать задачи и целеуказания из первых рук, а быстрый «подскок» к месту удара делал его своевременным и эффективным. Появляясь над полем боя, винтокрылы поддерживали огнем войска, бомбили огневые точки противника, высаживали десант и вывозили раненых, вели разведку, обеспечивали снабжение высокогорных застав. Плотное взаимодействие транспортных Ми-8 и боевых Ми-24 обеспечивало достаточные возможности для решения широкого круга задач.
По свидетельству руководства 40-й армии, успешное ведение боевых действий в Афганистане было бы невозможно без всестороннего авиационного обеспечения. Две трети этой работы вынесла на своих плечах армейская авиация. За годы войны группировка армейской авиации в составе ВВС 40-й армии увеличилась со 112 до 331 вертолета. Вертолеты были задействованы в 416 крупных операциях, в десятках тысяч боевых столкновений. Общий налет армейской авиации составил 790 тысяч часов – сотни тысяч боевых вылетов. В бою и из-за технических неисправностей было потеряно 333 вертолета, погибло 495 членов их экипажей. Не щадя своих жизней, летчики армейской авиации приходили на помощь бойцам сухопутных подразделений, одним звуком своих моторов устрашая «душманов» и вселяя в «шурави» уверенность в победе. Именно в Афганистане был сформулирован боевой лозунг летчиков Армейской авиации: «Никто, нигде, никогда без нас!».
Опыт афганской войны немало способствовал развитию тактики применения армейской авиации. В частности, произошло окончательное выделение типа ударных вертолетов, которые пришли на смену многоцелевым Ми-24. После 1991-го вертолеты принимали активное участие во всех локальных конфликтах на территории бывших республик Советского Союза. Они активно применяются и в ходе ведущейся на территории бывшей УССР специальной военной операции.
«Стальные стрекозы»
Сегодня круг боевых задач армейской авиации очень широк. Ударные вертолеты обеспечивают наземным подразделениям поддержку с воздуха, круглосуточно и практически в любую погоду выполняя задачи по разведке, прикрытию и нанесению огневого поражения противнику. Транспортно-боевые вертолеты обеспечивают высадку десанта и переброску вооружения. Тяжелые транспортные вертолеты обеспечивают транспортировку военной техники и перевозку крупногабаритных грузов.
Новейшими ударными вертолетами армейской авиации являются Ми-28Н и Ка-52. Эти вертолеты хорошо забронированы: боковые стекла выдерживают винтовочную, а лобовое – крупнокалиберную пулю, корпус и винты защищены от попаданий 20-мм и 30-мм снарядов. Дополнительную боевую устойчивость обеспечивает дублирование важнейших систем и аппаратура постановки помех радиолокационным станциям, и ИК-головкам самонаведения зенитных ракет. В обоих типах вертолетов применяются двигатели ВК-2500 (по два на машину) максимальной мощностью 2700 л.с. Номенклатура вооружений схожа и включает в себя встроенную 30-мм авиапушку (у Ка-52 она может быть дополнена двумя 23-миллиметровками в подвесных контейнерах). На внешней подвеске может быть установлено разнообразное вооружение, в том числе – неуправляемые ракеты НАР С-8 и С-13 для работы по живой силе и легкой технике, противотанковые управляемые ракеты «Штурм» или «Атака», зенитные ракеты «Игла». В зависимости от типа ракет их общее количество составляет от пары десятков почти до сотни. У Ми-28Н четыре точки подвески, а общий вес боевой нагрузки может достигать 2,3 тонны. У Ка-52 точек внешней подвески шесть, а общая масса боевой нагрузки – 2,8 тонны. Таким образом, по несомой боевой нагрузке пара современных ударных вертолетов эквивалентна целой эскадрилье штурмовиков Ил-2.
Главное внешнее отличие между двумя типами российских ударных вертолетов – компоновка. Ми-28Н построен по классической вертолетной схеме – с несущим и рулевым винтами. Ка-52 – по соосной схеме (с двумя несущими винтами) – более сложной в производстве, но обеспечивающей ряд тактических преимуществ. Кроме того, КБ Камова, имея большой опыт проектирования вертолетов корабельного базирования со строгими требованиями к массогабаритным показателям, смогло создать более легкую машину. Ка-52 имеет максимальный взлетный вес всего 10,8 тонны (против 12 тонн у Ми-28Н) – и это при большей боевой нагрузке. Как следствие, у Ка-52 выше скороподъемность – 15 м/сек (против 13,5 у Ми-28Н). Максимальная скорость обеих машин, по некоторым данным, одинакова – 300 км/час, по другим – Ка-52 быстрее – 350 км/час. Еще одним – и абсолютно уникальным – отличием Ка-52 являются катапультируемые пилотские кресла – этой возможностью в мире обладают всего два вертолета – Ка-52 и его прародитель Ка-50.
Однако трудно однозначно сказать, какой из двух российских ударных вертолетов лучше. Боевая эффективность современного летательного аппарата в огромной мере определяется бортовым радиоэлектронным оборудованием – а почти все данные по БРЭО засекречены. Единственное, что невозможно скрыть, – наличие у Ка-52 радиолокационного комплекса FH01. У Ми-28Н полноценный радар отсутствует, но есть турельная оптико-электронная система ТОЭС521. Отставание в системах обнаружения ликвидировано у следующей модификации машины – Ми-28НМ, она получила надвтулочную РЛС Н025.
Основным военно-транспортным вертолетом армейской авиации продолжает оставаться легендарный Ми-8 – в его новейших модификациях с новыми двигателями и глубоко модернизированной БРЭО. Современный Ми-8АМТ оснащен теми же мощными ВК-2500, что и «ударники». Однако при том же, что и у Ми-28Н максимальном взлетном весе в 12 тонн, «восьмерка» развивает только 250 км/час. Причина снижения скорости – «толстый» фюзеляж, внутри которого могут поместить 16 десантников в полной боевой выкладке либо 12 раненых бойцов на носилках, либо до 4 тонн груза. Возможности (и задачи) Ми-8АМТ весьма высоки, он может не только высадить десантников, но и прикрыть их огнем с воздуха – вертолет имеет разнообразное вооружение, в состав которого входят пулеметы, 23-мм пушки в подвесных контейнерах, НУРСы, ПТУРы, ЗУРы – все, как у ударных собратьев, хотя и в меньшем количестве.
Самой крупной боевой машиной, стоящей на вооружении Армейской авиации (и крупнейшим серийно выпускаемым вертолетом в мире) является Ми-26 (современная армейская модификация – Ми-26Т2). Его максимальная взлетная масса достигает 56 тонн. Максимальная грузоподъемность – 20 тонн, пассажировместимость – 70-85 десантников в боевой экипировке либо 60 раненых на носилках. Два двигателя Д-136 мощностью по 11 400 л. с. обеспечивают вертолету скорость до 295 км/час, дальность полета может достигать 800 км.
Все типы российских боевых вертолетов регулярно модернизируются. Совершенствуются их тактико-технические характеристики, обновляется номенклатура боеприпасов. Новые и новейшие боевые машины активно пополняют летные подразделения. Возможности Армейской авиации растут непрерывно, и сегодня она является одним из основных средств достижения целей в вооруженных конфликтах.
Андрей Солдаткин