• 03 ноября 2022 10:50
  • 992
  • Время прочтения: 5 мин

Армейская авиация ВКС РФ: Никто, нигде, никогда без нас!

Армейская авиация ВКС РФ: Никто, нигде, никогда без нас!
28 октября отметили свой профессиональный праздник летчики армейской авиации ВКС РФ. Или, точнее, – вертолетчики, поскольку на вооружении армейской авиации находятся исключительно боевые вертолеты различного назначения. Они работают на самом «передке», выполняя свои боевые задачи в непосредственной близости от противника, порой в нескольких десятках метров от него. Низкая скорость и малая высота полета винтокрылых машин, короткое подлетное время зенитных ракет делают работу экипажей вертолетов предельно опасной. Но они неизменно выполняют свой воинский долг.

«Команда на взлет!»

Отсчет своей истории армейская авиация ведет с 1948 года, когда была сформирована первая в СССР вертолетная эскадрилья. Вертолеты не успели принять участие во Второй мировой войне, опыта их боевого применения на тот момент не было и первоначально предполагалось, что они будут использоваться только для доставки донесений, корректировки артиллерийского огня, разведки. Однако по мере роста тактико-технических характеристик боевых машин, совершенствования тактики их применения, появления новых типов авиационных боеприпасов спектр задач существенно расширился. В него добавились огневая поддержка наземных войск, десантно-транспортные операции, различные специальные задачи.

За свою историю армейская авиация прошла ряд реорганизаций. В 1962 году из вертолетных эскадрилий была организована войсковая авиация. В 1972 году она была выделена как отдельный род войск в составе ВВС, уже под названием армейской авиации. В 1990 году – передана из ВВС в армейское подчинение и преобразована в Авиацию Сухопутных войск. В 1998 году переименована обратно в Армейскую авиацию и подчинена напрямую начальнику Генерального штаба, а в 2002 году вернулась в состав ВВС (ныне – ВКС) России. Все эти организационные пертурбации наглядно отражают двойственность данного рода войск – работа ведется в небе, но в тесной связке с армейскими подразделениями и практически исключительно в их интересах.

Это ярко проявилось в ходе войны в Афганистане, когда армейская авиация прошла масштабную «проверку боем». Именно в Афганистане вертолет стал неизменным спутником солдата. В 40-й армии удалось успешно решить вопрос включения авиационных частей в состав общевойсковых объединений: дивизиям были приданы вертолетные эскадрильи, мотострелковым бригадам – вертолетные отряды. Во всех гарнизонах первым делом создавались вертолетные площадки, посадочные «пятачки» имели даже удаленные заставы. Все это существенно упрощало организацию взаимодействия с наземными частями. Базируясь на полевых площадках, вертолетчики могли получать задачи и целеуказания из первых рук, а быстрый «подскок» к месту удара делал его своевременным и эффективным. Появляясь над полем боя, винтокрылы поддерживали огнем войска, бомбили огневые точки противника, высаживали десант и вывозили раненых, вели разведку, обеспечивали снабжение высокогорных застав. Плотное взаимодействие транспортных Ми-8 и боевых Ми-24 обеспечивало достаточные возможности для решения широкого круга задач.

По свидетельству руководства 40-й армии, успешное ведение боевых действий в Афганистане было бы невозможно без всестороннего авиационного обеспечения. Две трети этой работы вынесла на своих плечах армейская авиация. За годы войны группировка армейской авиации в составе ВВС 40-й армии увеличилась со 112 до 331 вертолета. Вертолеты были задействованы в 416 крупных операциях, в десятках тысяч боевых столкновений. Общий налет армейской авиации составил 790 тысяч часов – сотни тысяч боевых вылетов. В бою и из-за технических неисправностей было потеряно 333 вертолета, погибло 495 членов их экипажей. Не щадя своих жизней, летчики армейской авиации приходили на помощь бойцам сухопутных подразделений, одним звуком своих моторов устрашая «душманов» и вселяя в «шурави» уверенность в победе. Именно в Афганистане был сформулирован боевой лозунг летчиков Армейской авиации: «Никто, нигде, никогда без нас!».

Опыт афганской войны немало способствовал развитию тактики применения армейской авиации. В частности, произошло окончательное выделение типа ударных вертолетов, которые пришли на смену многоцелевым Ми-24. После 1991-го вертолеты принимали активное участие во всех локальных конфликтах на территории бывших республик Советского Союза. Они активно применяются и в ходе ведущейся на территории бывшей УССР специальной военной операции.

«Стальные стрекозы»

Сегодня круг боевых задач армейской авиации очень широк. Ударные вертолеты обеспечивают наземным подразделениям поддержку с воздуха, круглосуточно и практически в любую погоду выполняя задачи по разведке, прикрытию и нанесению огневого поражения противнику. Транспортно-боевые вертолеты обеспечивают высадку десанта и переброску вооружения. Тяжелые транспортные вертолеты обеспечивают транспортировку военной техники и перевозку крупногабаритных грузов.

Новейшими ударными вертолетами армейской авиации являются Ми-28Н и Ка-52. Эти вертолеты хорошо забронированы: боковые стекла выдерживают винтовочную, а лобовое – крупнокалиберную пулю, корпус и винты защищены от попаданий 20-мм и 30-мм снарядов. Дополнительную боевую устойчивость обеспечивает дублирование важнейших систем и аппаратура постановки помех радиолокационным станциям, и ИК-головкам самонаведения зенитных ракет. В обоих типах вертолетов применяются двигатели ВК-2500 (по два на машину) максимальной мощностью 2700 л.с. Номенклатура вооружений схожа и включает в себя встроенную 30-мм авиапушку (у Ка-52 она может быть дополнена двумя 23-миллиметровками в подвесных контейнерах). На внешней подвеске может быть установлено разнообразное вооружение, в том числе – неуправляемые ракеты НАР С-8 и С-13 для работы по живой силе и легкой технике, противотанковые управляемые ракеты «Штурм» или «Атака», зенитные ракеты «Игла». В зависимости от типа ракет их общее количество составляет от пары десятков почти до сотни. У Ми-28Н четыре точки подвески, а общий вес боевой нагрузки может достигать 2,3 тонны. У Ка-52 точек внешней подвески шесть, а общая масса боевой нагрузки – 2,8 тонны. Таким образом, по несомой боевой нагрузке пара современных ударных вертолетов эквивалентна целой эскадрилье штурмовиков Ил-2.

Главное внешнее отличие между двумя типами российских ударных вертолетов – компоновка. Ми-28Н построен по классической вертолетной схеме – с несущим и рулевым винтами. Ка-52 – по соосной схеме (с двумя несущими винтами) – более сложной в производстве, но обеспечивающей ряд тактических преимуществ. Кроме того, КБ Камова, имея большой опыт проектирования вертолетов корабельного базирования со строгими требованиями к массогабаритным показателям, смогло создать более легкую машину. Ка-52 имеет максимальный взлетный вес всего 10,8 тонны (против 12 тонн у Ми-28Н) – и это при большей боевой нагрузке. Как следствие, у Ка-52 выше скороподъемность – 15 м/сек (против 13,5 у Ми-28Н). Максимальная скорость обеих машин, по некоторым данным, одинакова – 300 км/час, по другим – Ка-52 быстрее – 350 км/час. Еще одним – и абсолютно уникальным – отличием Ка-52 являются катапультируемые пилотские кресла – этой возможностью в мире обладают всего два вертолета – Ка-52 и его прародитель Ка-50.

Однако трудно однозначно сказать, какой из двух российских ударных вертолетов лучше. Боевая эффективность современного летательного аппарата в огромной мере определяется бортовым радиоэлектронным оборудованием – а почти все данные по БРЭО засекречены. Единственное, что невозможно скрыть, – наличие у Ка-52 радиолокационного комплекса FH01. У Ми-28Н полноценный радар отсутствует, но есть турельная оптико-электронная система ТОЭС521. Отставание в системах обнаружения ликвидировано у следующей модификации машины – Ми-28НМ, она получила надвтулочную РЛС Н025.

Основным военно-транспортным вертолетом армейской авиации продолжает оставаться легендарный Ми-8 – в его новейших модификациях с новыми двигателями и глубоко модернизированной БРЭО. Современный Ми-8АМТ оснащен теми же мощными ВК-2500, что и «ударники». Однако при том же, что и у Ми-28Н максимальном взлетном весе в 12 тонн, «восьмерка» развивает только 250 км/час. Причина снижения скорости – «толстый» фюзеляж, внутри которого могут поместить 16 десантников в полной боевой выкладке либо 12 раненых бойцов на носилках, либо до 4 тонн груза. Возможности (и задачи) Ми-8АМТ весьма высоки, он может не только высадить десантников, но и прикрыть их огнем с воздуха – вертолет имеет разнообразное вооружение, в состав которого входят пулеметы, 23-мм пушки в подвесных контейнерах, НУРСы, ПТУРы, ЗУРы – все, как у ударных собратьев, хотя и в меньшем количестве.

Самой крупной боевой машиной, стоящей на вооружении Армейской авиации (и крупнейшим серийно выпускаемым вертолетом в мире) является Ми-26 (современная армейская модификация – Ми-26Т2). Его максимальная взлетная масса достигает 56 тонн. Максимальная грузоподъемность – 20 тонн, пассажировместимость – 70-85 десантников в боевой экипировке либо 60 раненых на носилках. Два двигателя Д-136 мощностью по 11 400 л. с. обеспечивают вертолету скорость до 295 км/час, дальность полета может достигать 800 км.

Все типы российских боевых вертолетов регулярно модернизируются. Совершенствуются их тактико-технические характеристики, обновляется номенклатура боеприпасов. Новые и новейшие боевые машины активно пополняют летные подразделения. Возможности Армейской авиации растут непрерывно, и сегодня она является одним из основных средств достижения целей в вооруженных конфликтах.

Андрей Солдаткин