Иван Маринин, руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО Удмуртии, директор ООО «Спецавтохозяйство»:
Иван Маринин, руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО Удмуртии, директор ООО «Спецавтохозяйство»:
– Для жителей реформа стартовала 1 января 2019 года, но подготовка к ней началась тремя годами ранее. Необходимо было разработать новые механизмы обращения с ТКО, чтобы сломать порочную систему, когда отходы тоннами не довозились до полигонов, поскольку перевозчикам это было невыгодно, ведь за захоронение нужно было платить, отдавая часть своей выручки. Поэтому значительная часть мусора оказывалась в ближайших лесах и оврагах. Теперь же подрядчики «привязаны» к полигонам: оплата идет только за привезенный тоннаж. Вся спецтехника оснащена ГЛОНАСС, передвижение машин отслеживается онлайн. На каждом полигоне установлены весы и системы распознавания по автономеру – мы понимаем откуда приехал мусор, чей он и в каком количестве. Такой контроль позволит получить полную информацию о реальном количестве отходов в регионе.
Второе кардинальное изменение: реформа обязала платить за мусор каждого жителя. Было много вопросов, как начислять – на квадратный метр или человека, как рассчитывались нормативы накопления. Но раньше никто никогда не подсчитывал, сколько реально стоит собирать мусор со всей территории Удмуртии и абсолютно весь собранный объем довозить до легальных полигонов. Стоимость услуги и способ начисления определялся по-разному – в многоквартирных домах считали с квадратного метра, а в частном секторе практиковался мешковой и сигнальный сбор. Сегодня для всех разработан единый тариф, а вместе с ним появилась и экологическая гарантия – мусор вывозится только на легальные полигоны. Мы благодарны Главе и Правительству Удмуртии, которые поддержали нас и в самое непростое время – стартовые месяцы – помогли с активной разъяснительной работой, доводя экологические и экономические смыслы реформы до населения. Сегодня мы продолжаем начатое, принимая обращения по бесплатной горячей линии, через наш сайт и аккаунты в соцсетях, выезжаем на места – в районы и города.
Третье новшество: системный вывоз мусора появился во всех населенных пунктах Удмуртии. Ранее в нашей республике были сотни населенных пунктов, куда никогда прежде не приезжал мусоровоз. А в некоторых городах ещё в начале года не было ни одной контейнерной площадки. Системного подхода к строительству инфраструктуры фактически не существовало. На сегодня в Удмуртии 7214 площадок, а чтобы отказаться от сигнального вывоза, требуется еще 6679, плюс средства на закупку баков – порядка 400 млн рублей. Но дело пошло, и здесь большая благодарность органам местного самоуправления, ведущим огромную работу по составлению реестров мест накоплений и обустройству контейнерных площадок. Особо хочу отметить города и районы, которые активно взялись за их строительство. Это Ижевск, Можга, Вавож и Сюмси.
1000 контейнеров для раздельного сбора отходов ООО «Спецавтохозяйство» закупает на собственные средства. Они будут расставлены по Ижевску. Следующая на очереди – Можга. С начала этого года там уже построили 20 площадок, столько же появится до конца 2019-го, а в 2020-м добавится еще 40. Везде будут установлены контейнеры под вторсырье. Из новинок, которые внедрим в Ижевске, – два круглосуточных финских экопункта возле двух гипермаркетов. Это будут большие контейнеры со встроенными прессами внутри, для максимально плотной утрамбовки вторсырья.
Еще одно новшество: в конце августа появится карта раздельного сбора отходов в Удмуртии, где будут отмечены все адреса, куда можно принести мусор на переработку. Собранная информация также будет передана на Яндекс-карты и всероссийский портал www.recyclemap.ru.
В Удмуртии, в отличие от соседних регионов, мало мусорных полигонов. Если в Татарстане их 52, в Башкирии – 29, в Кировской области – 23 и в Чувашии – 10, то у нас всего пять. Все они сосредоточены в центре республики: Ижевск, Завьялово, Ува, Можга, Як-Бодья. Из-за больших транспортных плеч расстояния достигают 200 км. За решением этой проблемы мы обратились к опыту Финляндии – передовой страны в области обращения с отходами. В районах, расположенных далеко от полигонов, установили 21 финский пресс-компактор. Они «сжимают» мусор, за счет чего на полигоны отправляется максимально загруженная техника. Дополнительно оптимизировать транспортные расходы поможет возобновление работы воткинского, сарапульского и глазовского полигонов – республиканские власти сейчас активно прорабатывают этот вопрос. Также к открытию готовится новый полигон в Камбарке. Он уже включен в реестр ГРОРО и сейчас получает лицензию.
По территориальной схеме обращения с отходами у нас на каждом полигоне планируется строительство сортировочной станции. Для отбора полезных фракций через нее должны проходить абсолютно все отходы, не только те, что собираются из баков для раздельного сбора. Сортировочных мощностей республике не хватает. И этот вопрос мы решаем совместно с Минприроды Удмуртии. Направлена информация в ППК «Российский экологический оператор» на федеральное финансирование строительства двух сортировочных станций на севере и юге республики – в Глазове и Можге, а также возведение современнейшего сортировочного комплекса на самом большом полигоне республики – Нылгинском. По проекту там будет зона разгрузки и извлечения крупногабаритных предметов; агрегат для разрывания пакетов и вытряхивания содержимого; предсортировочная кабина – выборка стекла по цветам, текстильных и резиновых предметов, обуви; агрегат для просева и отделения органики; сепаратор для извлечения металла; кабина для сортировки бумаги, полимеров и цветных металлов. Возведение комплекса позволит пропускать через линию 250 тысяч тонн отходов, на захоронение будут идти только «хвосты» сортировки и мусор, в котором нет полезных фракций. Общая сумма заявки от Удмуртии – 864 млн рублей. В ней же заложено и строительство двух карт на Нылгинском полигоне, т.к. требуется его модернизация. Сортировка появится в Глазове, а на увинском полигоне она уже достроена. Сейчас идут работы по её вводу в эксплуатацию. К 2025 году республика должна сортировать и отправлять по переработчикам до 40% отходов.
Автор: Владислав Артемьев