От советской стороны этот документ подписал будущий маршал авиации (а тогда еще только генерал-лейтенант) Федор Яковлевич Фалалеев, чье имя носит одна из улиц города Ижевска. Именно этот известный ижевчанин и военачальник являлся главным представителем СССР на переговорах по вопросам создания и боевой деятельности данной эскадрильи, которая впоследствии выросла до целого истребительного авиационного полка.
Изначально личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников), а также 17 советских авиамехаников. Первые авиаторы прибыли из частей, дислоцированных в Англии (их прозвали «англичане»), а также из истребительной группы «Эльзас» из северной части Африки (так называемые «ливийцы»). В качестве своей боевой эмблемы они взяли герб французской провинции Нормандия - щит красного цвета с двумя золотистыми львами.
С конца ноября 1942 года по конец марта 1943-го французы провели в «городе невест» – Иваново, где летчики обучались управлению советскими самолетами, а авиатехники изучали их устройство. Как известно, эскадрилья была укомплектована новейшими на тот момент истребителями Як-1 (позднее им на смену придут машины Як-3 и Як-9).
Свой боевой путь против фашистcкой Германии французская добровольческая эскадрилья «Нормандия» начала в апреле 1943 года. Первым ее командиром стал известный французский пилот Жан Луи Тюлян, который еще до прибытия в СССР сбил 6 самолетов противника (он погиб в бою 17 июля 1943 года).
В июле 1943-го после прибытия значительного пополнения на основе этой эскадрильи был сформирован авиационный полк «Нормандия», состоявший уже из четырех эскадрилий: «Гавр», «Кан», «Руан» и «Шербур» (это четверка крупнейших городов провинции Нормандия).
Авиаполк участвовал в сражении на Курской дуге, освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии, Литвы. За боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, приказом И.В. Сталина от 28 ноября 1944 года ему было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия-Неман».
Зимой 1945 года летчики «Нормандии-Неман» приняли участие в исключительно напряженных боях за столицу Восточной Пруссии - город Кенигсберг (ныне Калининград). В это время полк располагался на бывшем немецком военном аэродроме, чью взлетную полосу ныне использует «Храброво» - самый западный международный аэропорт России.
Надо сказать, что за годы пребывания на советско-германском фронте пилоты «Нормандии-Неман» совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев и сбили 273 фашистских самолета, а также уничтожили большое количество немецкой боевой техники.
В общей сложности 83 французских летчика удостоились советских государственных наград, а четверым из них было присвоено звание Героя Советского Союза. Моторист полка сержант Валентин Огурцов стал кавалером высшей государственной награды Франции - ордена Почетного легиона. Кроме того, советская сторона наградила полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французская – орденом Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью.
В июне 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг (ныне это польский город Эльблонг) и взял курс на Париж. Один из тех самых самолетов Як-3, на которых воевали летчики «Нормандии», в настоящее время хранится в Национальном музее авиации в Ле Бурже.
В октябре 2007 года монумент авиаторам полка «Нормандия–Неман» скульптора Андрея Ковальчука появился в Лефортовском парке города Москвы. Место для его установки выбрано отнюдь неслучайно - за время ведения боевых действий полк потерял 42 лётчиков. Погибших французских пилотов в основном хоронили на столичном Введенском кладбище (в 1950-х годах их прах были перевезен во Францию). На кладбище в Москве осталась лишь могила неизвестного французского пилота, останки которого были найдены на месте ожесточенных воздушных боев 1943 года в Орловской области.
Наконец, в августе 2015 года памятник «Нормандии-Неман» был торжественно открыт в городе Иваново (фото на обложке данного материала), куда эскадрилья прибыла 29 ноября 1942 года – именно в этом городе французы осваивали советскую авиатехнику. Отсюда же они в марте 1943 года вылетели на фронт.
Остается лишь добавить, что 9 мая 2010 года по Красной площади в Москве в парадном строю Парада Победы вместе с расчетами других стран Антигитлеровской коалиции прошли 68 французов – нынешние пилоты овеянного боевой славой и до сих пор существующего полка под названием «Нормандия-Неман»…
Наш земляк - отец эскадрильи «Нормандия-Неман»
Одна из улиц Ижевска носит имя маршала авиации Федора Яковлевича Фалаеева, но, к сожалению, немногие жители нашего города знают весьма любопытные подробности биографии этого человека. Он окончил только лишь 5 классов школы в селе Вавож и в 1917 году поступил на Ижевский оружейный завод резчиком обойм. Во время Ижевско-Воткинского восстания в августе 1918 года молодой рабочий встал на сторону большевиков и был вынужден скрыться из занятого повстанцами Ижевска.
Находясь в Можге, он 19-летним пареньком он записался добровольцем в Красную Армию и на протяжении 13 лет служил в пехоте. В 1932-м его перевели в бурно развивающуюся в то время авиацию. Всего за 12 лет службы в Военно-Воздушных силах Ф.Я. Фалалеев дослужился до звания маршала авиации и заместителя командующего ВВС. В отличие от многих других высших командиров, Фёдор Яковлевич сам умел управлять несколькими типами самолётов.
Ф.Я. Фалалеев являлся главным представителем от СССР на переговорах по вопросам создания советско-французской эскадрильи «Нормандия» (впоследствии полка «Нормандия-Неман»). В 1945 году Фёдор Яковлевич участвовал в работе Потсдамской конференции и во встречах военных делегаций союзных держав Англии, Франции и США.
Я, Як-истребитель, мотор мой звенит
В нашей стране трудно найти человека старшего поколения, который не знал бы слов этой знаменитой песни Владимира Семеновича Высоцкого, главным героем которой является одна из машин семейства «Яков». Истребитель Як-1 был создан незадолго до войны в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева. Для начала 1940-х годов это была поистине уникальная и супер-современная машина. Достаточно бегло сравнить характеристики довоенных советских «ишаков» (И-16) с мотором воздушного охлаждения и деревянным фюзеляжем с показателями машин Як-1 и Як-3, которые имели двигатели жидкостного охлаждения и по большей части уже были сделаны из металла.
На таких истребителях летал весь женский истребительный авиаполк РККА. Более ста из шестисот боевых вылетов прославленный советский ас Александр Иванович Покрышкин совершил на Як-1. До ранения (в результате которого он потерял обе ноги) на такой же машине воевал известный каждому читателю лётчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев.
Как вы уже знаете, летчики «Нормандии» тоже начинали летать на Як-1 и продолжили воевать на Як-3 и Як-9. В 1945 году советское правительство разрешило им при возвращении на родину забрать боевые самолёты с собой. В результате этого несколько десятков Як-3 стали базироваться на военном аэродроме Ле-Бурже в северо-восточном пригороде Парижа и составили основу авиации Противовоздушной обороны столицы Франции.
Автор первого памятника полку «Нормандия-Неман»
Владимир Александрович Суровцев – выдающийся скульптор-монументалист, работы которого украшают улицы и площади многих российских городов и еще двух десятков стран мира. Он - Народный художник РФ, лауреат премии Правительства РФ, а также действительный член Академии художеств России. Отрадно, что коллектив нашего журнала связывает с Владимиром Александровичем давняя дружба. Мы уже трижды посвящали свои страницы творчеству этого выдающегося мастера. С последней объемной публикацией об этом замечательном человеке можно ознакомиться в апрельском номере Делового квадрата.
Между тем, В.А. Суровцев знаком многим жителям Удмуртии как создатель памятников двум кавалеристам-девицам - Надежде Дуровой и Антонине Пальшиной, оба эти арт-объекта уже успели стать достопримечательностями города Сарапула.
Самый первый памятник летчикам и механикам легендарного полка «Нормандия–Неман» был открыт в сентябре 2006 года в парижском аэропорту Ле-Бурже, где французские авиаторы несли службу после возвращения на свою родину в 1945 году.
Как вы догадываетесь, автором этого шедевра стал Владимир Александрович. Его памятник военнослужащим полка «Нормандия–Неман» в Париже получился очень динамичным, полным скрытой энергии и напряжения. Посмотрите: советский авиамеханик присел после тяжелой работы по подготовке самолета к вылету, тогда как французу уже не терпится отправиться в полет и он стоя внимательно вглядывается в небо.
Дмитрий Коробейников