• 24 июля 2019 11:47
  • 1 213
  • Время прочтения: 5 мин

День в истории: начало первого в СССР женского мотопробега на мотоциклах «Иж-7»

День в истории: начало первого в СССР женского мотопробега на мотоциклах «Иж-7»
24 июля 1936 года из Ижевска выехали участники первого женского мотопробега в истории СССР. Конечной точкой маршрута, приуроченного к принятию советской Конституции, стала Москва, а промежуточными – Казань, Горький и Владимир.

Предыстория и подготовка

До начала 1930-х годов мотоциклы в СССР не производились. Иж-7 наряду с ленинградским Л-300 стал одним из первых серийных мотоциклов в Союзе. Обе модели были сконструированы на базе немецкого DKW Luxus 300, но со значительными упрощениями. При этом считалось, что «ижевчанин» сильно уступает «ленинградцу» в качестве, даже спортсмены садились за руль Иж-7 только в том случае, если под рукой не было Л-300.

В 1936 году ижевцы решили спасти репутацию своего мотоцикла самым наглядным образом – проведением мотопробега Ижевск-Москва. Чтобы окончательно снять все вопросы о ненадежности «ижа», пробег решили сделать женским.

Участницы мотопробега

Заводчанки целый год готовились к пробегу: с нуля учились управлять сначала велосипедом, а потом мотоциклом, а также постигали азы обслуживания техники.

Тренировка перед мотопробегом, 1936 г.

В пробеге приняли участие:

Анна Чекмарева — жена директора завода, командир пробега,

Валентина Батусова - жена конструктора техотдела,

Лидия Зебзеева - жена старшего конструктора техотдела,

Надежда Князева - жена начальника механического отдела,

Мария Кычанова - жена начальника отдела снабжения,

Зинаида Ложкина - жена конструктора техотдела,

Вера Миртова - студентка,

Нина Невоструева - жена конструктора техотдела,

Вера Огнетова - жена начальника сборочного цеха,

Александра Шикина, Мария Седых, Мария Брезгина, Агния Оконникова, Елена Рыбакова - комсомолки-стахановки мотозавода,

Мария Тимофеева - сестра мастера сборочного цеха.

Андрей Чекмарев - 15-летний пионер, сын директора завода.

Также пробег сопровождали вице-командир, политкомиссар, четыре механика и один врач – все мужчины.

Из Ижевска в Москву

Ехать предстояло 1675 км, по маршруту Ижевск – Казань – Горький - Владимир - Москва. В основном пробег проходил по бездорожью, безо всякой защиты от падений (такой тогда еще просто не придумали). Только комбинезоны, летные очки и перчатки.

Перед стартом. Ижевск, здание Дома Правительства, 1936 год.

Пробег занял 8 суток вместо запланированных 10-ти, до Москвы доехали все 16 мотоциклов. Правда, нельзя сказать, что без приключений – случались и поломки, и застревания в грязи, и необходимость пересекать водные преграды на импровизированном пароме.

Паром через реку Вятку. Малмыж, 27 июля 1936 г.

Тем не менее, все это не помешало пробегу успешно завершиться раньше запланированного срока.

Финиш в Москве, 1936 г.

В Москве участников встречали нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе и зам. наркома обороны Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Представители власти отметили героизм участников и надежность мотоцикла.

Серго Орджоникидзе осматривает мотоцикл Иж-7, 5 августа 1936 г. На мотоцикле единственное зеркало слева и нет спидометра.

Заводчанки воспользовались случаем и попросили построить в Ижевске детский сад для детей работников завода, и их просьба была услышана. Детский сад №9 строился самими заводчанами после работы на средства, выделенные Орджоникидзе.

Ижевским мотоциклам – быть!

Главная цель пробега – доказать надежность ИЖ-7 и спасти его репутацию – была выполнена. Это сыграло решающую роль в решении продолжать выпуск мотоциклов в Ижевске.

Все мотоциклы были распроданы в Москве, а самих участниц отправили домой поездом. В том же 1936 году начались продажи Иж-7 и Л-300 в личное пользование населению. Тогда Иж-7 стоил на 300 рублей дешевле ленинградского собрата – 3 300 рублей (при средней зарплате в 1936 г. в 208 рублей).