Участницы мотопробега
До начала 1930-х годов мотоциклы в СССР не производились. Иж-7 наряду с ленинградским Л-300 стал одним из первых серийных мотоциклов в Союзе. Обе модели были сконструированы на базе немецкого DKW Luxus 300, но со значительными упрощениями. При этом считалось, что «ижевчанин» сильно уступает «ленинградцу» в качестве, даже спортсмены садились за руль Иж-7 только в том случае, если под рукой не было Л-300.
В 1936 году ижевцы решили спасти репутацию своего мотоцикла самым наглядным образом – проведением мотопробега Ижевск-Москва. Чтобы окончательно снять все вопросы о ненадежности «ижа», пробег решили сделать женским.
Участницы мотопробега
Заводчанки целый год готовились к пробегу: с нуля учились управлять сначала велосипедом, а потом мотоциклом, а также постигали азы обслуживания техники.
Тренировка перед мотопробегом, 1936 г.
В пробеге приняли участие:
Анна Чекмарева — жена директора завода, командир пробега,
Валентина Батусова - жена конструктора техотдела,
Лидия Зебзеева - жена старшего конструктора техотдела,
Надежда Князева - жена начальника механического отдела,
Мария Кычанова - жена начальника отдела снабжения,
Зинаида Ложкина - жена конструктора техотдела,
Вера Миртова - студентка,
Нина Невоструева - жена конструктора техотдела,
Вера Огнетова - жена начальника сборочного цеха,
Александра Шикина, Мария Седых, Мария Брезгина, Агния Оконникова, Елена Рыбакова - комсомолки-стахановки мотозавода,
Мария Тимофеева - сестра мастера сборочного цеха.
Андрей Чекмарев - 15-летний пионер, сын директора завода.
Также пробег сопровождали вице-командир, политкомиссар, четыре механика и один врач – все мужчины.
Ехать предстояло 1675 км, по маршруту Ижевск – Казань – Горький - Владимир - Москва. В основном пробег проходил по бездорожью, безо всякой защиты от падений (такой тогда еще просто не придумали). Только комбинезоны, летные очки и перчатки.
Перед стартом. Ижевск, здание Дома Правительства, 1936 год.
Пробег занял 8 суток вместо запланированных 10-ти, до Москвы доехали все 16 мотоциклов. Правда, нельзя сказать, что без приключений – случались и поломки, и застревания в грязи, и необходимость пересекать водные преграды на импровизированном пароме.
Паром через реку Вятку. Малмыж, 27 июля 1936 г.
Тем не менее, все это не помешало пробегу успешно завершиться раньше запланированного срока.
Финиш в Москве, 1936 г.
В Москве участников встречали нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе и зам. наркома обороны Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Представители власти отметили героизм участников и надежность мотоцикла.
Серго Орджоникидзе осматривает мотоцикл Иж-7, 5 августа 1936 г. На мотоцикле единственное зеркало слева и нет спидометра.
Заводчанки воспользовались случаем и попросили построить в Ижевске детский сад для детей работников завода, и их просьба была услышана. Детский сад №9 строился самими заводчанами после работы на средства, выделенные Орджоникидзе.
Главная цель пробега – доказать надежность ИЖ-7 и спасти его репутацию – была выполнена. Это сыграло решающую роль в решении продолжать выпуск мотоциклов в Ижевске.
Все мотоциклы были распроданы в Москве, а самих участниц отправили домой поездом. В том же 1936 году начались продажи Иж-7 и Л-300 в личное пользование населению. Тогда Иж-7 стоил на 300 рублей дешевле ленинградского собрата – 3 300 рублей (при средней зарплате в 1936 г. в 208 рублей).