– Олег Николаевич, когда вы баллотировались в мэры в октябре 2018 года, вы шли с детально проработанной программой развития Ижевска. Изменилось ли ваше видение будущего столицы Удмуртии сегодня?
– В новом плане развития Ижевска до 2025 года сохранены последовательность и логика предыдущей программы. Однако некоторые акценты сместились. Сформировать новый подход помогли опросы общественного мнения. Современная статистика помогает ответить на вопрос, как люди выбирают место жительства? Если ранее первоочередным ориентиром была конкурентная заработная плата, то сегодня, в том числе в связи с развитием удаленного сотрудничества, на первое место выходит комфортная городская среда.
Смена приоритетов в сознании самих жителей нашла отражение и в реализации проектов благоустройства. В 2018-м мы создали лишь одно общественное пространство, в следующем уже семь, а еще через год – шестнадцать точек притяжения. В период 2021-22 годов к ним должны прибавиться как минимум еще восемь объектов, возможно, и больше – темпы реализации и объем денежных средств по нацпроектам позволяют это сделать.
– Предположу, что федеральные программы не единственный источник финансирования.
– Действительно, основной поток средств на благоустройство Ижевска идет по нацпроекту «Жилье и городская среда», инициированному нашим Президентом Владимиром Путиным. Но муниципалитет также принимает активное участие. Так, в этом году за счет городского бюджета будет реконструирован сквер «Школьный». Немалую роль играет и включение в процесс благоустройства частных компаний и, прежде всего, застройщиков. В частности, продолжение эспланады центральной площади сегодня реконструируется при поддержке бизнеса.
В некоторых проектах участвуют и сами горожане, например, сквер «Театральный дворик». А как раз напротив, через улицу Кирова, не так давно был открыт мемориал «Слава ВДВ» – его создание стало возможным благодаря совместным усилиям: софинансированию из федерального и муниципального бюджетов, а также средствам инициативных жителей.
– Прямой диалог в соцсетях, регулярные опросы, голосование по конкретным проектам – это абсолютно новый формат работы с населением, принятый на всех уровнях руководства республики. Каких результатов удалось достичь в Ижевске в рамках этого двухстороннего диалога?
– Уровень плотности работы с населением в последние годы стал очень высоким. Я не скажу, что он достиг своего пика, но речь идет о кратном сокращении дистанции, даже в сравнении с периодом 3-4 летней давности. Если еще недавно обращения поступали в основном в виде бумажных писем, то сейчас каналы связи изменились – это сообщения через личные странички и группы ведомств в соцсетях, а также специальные порталы, включая федеральные продукты, такие как «Решаем вместе».
Это сделало общение с жителями более удобным как для самих людей, так и для властей. Прежде всего, повысилась оперативность получения нами вопросов от граждан и ответов на них. И хотя, согласно законодательству, сроки рассмотрения официальных обращений не изменились – 30 календарных дней, на практике мы стараемся реагировать в течение нескольких дней или даже часов. Изменился и формат обращений, для соцсетей характерна более разговорная, живая форма подачи. Не требуется соблюдать юридические формальности: запросы, предложения, возможные жалобы – мы готовы принимать в том виде, который удобен для граждан. Увеличивается и количество поступающих сообщений, в год только в мои личные соцсети поступает порядка семи-восьми тысяч.
Что касается именно мэрии, непосредственно моей работы, то приведу в пример два проекта, которые помогают быть на связи с населением. «Пешком по Ижевску» – это выход и совместный осмотр территорий по заявкам горожан, в том числе тротуаров, пешеходных переходов, детских площадок и так далее. И «Кофе с мэром» – регулярные прямые видеоэфиры, где я последовательно отвечаю на вопросы горожан, которые поступают под анонсом очередного выпуска.
– Современные технологии сегодня активно внедряются и в сфере благоустройства. Насколько концепции «Умного города» и «Умного дома» актуальны для Ижевска?
– Один из успешных проектов, который уже реализован в плане «Умного города», – это автоматизированная инновационная система анализа структуры землепользования, действующая с 2019 года. Мы провели аэрофотосъемку, зафиксировали всю территорию города, а это 298 квадратных километров за вычетом площади пруда. Мы создали цифровые ортофотопланы и стереофотографические модели местности с определением координат, высот и контрольных точек. Если говорить проще, то система позволяет увидеть конкретный участок города максимально детально, не выезжая на место. В том числе, можно определить этажность построек и границы земельных участков.
Программа применяется в интересах наполнения бюджета города, для определения возможности строительства новых объектов, оптимизации и ускорения работы госорганов при анализе и выдаче информации для горожан.
Другой проект – информационная система для работы круглосуточной диспетчерской службы 072. Здесь аккумулируется информация по жилищно-коммунальному комплексу в целом, плановых и аварийных работах на инженерных сетях и благоустройству – все объединено в единое «окно» с помощью портала. Круглые сутки информация обрабатывается диспетчерами в режиме онлайн. Это также позволило сделать более комфортным диалог между горожанами и органами власти, оперативнее реагировать на возникающие вопросы.
Будущее, безусловно, за умными технологиями в городском пространстве, но реализация подобных инициатив сталкивается с трудностями, как в плане законодательства, так и общественного восприятия. В том числе поэтому, в первую очередь, мы говорим о создании комфортной среды. И уже отталкиваясь от городского пространства, удобного для повседневной жизни, передвижения и отдыха жителей, мы будем рассматривать внедрение каких-то умных решений.
Так, проект по созданию «умных остановок» сегодня трансформировался в создание комфортных остановочных комплексов, предусматривающих места для ожидания транспорта, полноценную защиту от снега, дождя или зноя. Что касается технологических инноваций, планируем ограничиться пока только небольшим электронным табло, где будут отражены доступные маршруты и время до прибытия транспорта. Такое решение позволило масштабировать проект, речь идет о поступательной реконструкции всех 442 остановок Ижевска. В рамках открытого конкурса будем привлекать инвестора, который возьмет на себя не только строительство, но и дальнейшее обслуживание новых остановочных комплексов.
– В Ижевске есть и свой уголок «одноэтажной Америки» – большая часть территории занята частными домами. Ведутся ли сегодня какие-то работы по благоустройству в Ленинском районе?
– С одной стороны, проживание в собственном доме это очень комфортно, с другой стороны, застройка Ленинского района проходила несколько хаотично. Планировка и размещение домов на территории не согласовывались с перспективами развития наземного транспорта. Сегодня даже магистральным улицам не удалось избежать пробок, не говоря уже о межквартальных проездах. Их ширина и отсутствие тротуаров – это одна из ключевых проблем Ленинского района даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня.
Дальнейшее благоустройство таких территорий вызывает массу вопросов. Сейчас готовится «Стратегия пространственного развития», в рамках которой мы будем обсуждать, как решать вопросы трафика и планировки территорий. Но, несмотря на озвученную проблему, в пространстве частного сектора мы тоже занимаемся формированием точек притяжения. Например, в 2019 году был построен сквер Оружейника Драгунова. В 2020-м появилось общественное пространство на пересечении Степной и Парашютной улиц. В этом году началась реализация значимого долгожданного проекта – сквера «Заречный» в районе улицы Телегина. Там появятся сцена, беговые дорожки, зоны для детей, тихого и активного отдыха. Причем все работы мы планируем завершить уже к концу сентября.
Если же не акцентировать внимание именно на частном секторе, то благоустройство сегодня также охватывает придомовые территории многоквартирных домов. Восемь таких пространств в ближайшее время появятся именно в Ленинском районе.
– Тотальная автомобилизация – это уже факт. Наряду с узкими проулками, очень остро стоит и вопрос парковок. В какой стадии находится проект по созданию платных парковочных мест?
– Сейчас мы готовим к внедрению пилотный проект по центральному квадрату. Уже определены локации, обозначены порядка 1500 машиномест, проработана техническая сторона оснащения парковочных мест. Завершается процесс обработки финансово-экономической модели с привлечением инвестора. Готовятся изменения в региональную законодательную базу. Срок финальной реализации проекта намечен на декабрь 2021 года.
– Огромное спасибо за интервью. Ощущение стремительных темпов благоустройства города только укрепилось.
– Отвечу народной мудростью: «Успеху должно радоваться лишь одно мгновение, а затем нужно двигаться дальше».
Дмитрий Горбунов