• 23 марта 2021 12:12
  • 336
  • Время прочтения: 6 мин

Игры, в которых нет проигравших

Игры, в которых нет проигравших
Последние дни февраля 2021 года в Удмуртии были отмечены традиционным, но не теряющим популярности праздником спорта – в Вавожском районе с большим успехом прошли XXVII Республиканские зимние сельские спортивные игры, которыми открылся Год села, объявленный Главой Удмуртии Александром Бречаловым на территории республики. О сельских играх как драйвере развития села, спорта и правильного образа жизни на селе, о проблемах, стоящих перед сельскими спортсменами и тренерами, и вариантах их решения мы беседуем с Александром Варшавским – министром по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртии.

«ДК»: Александр Ильич, пандемия продолжается, а Удмуртия – в 2020 г. единственная в России! – проводит летние и зимние сельские игры. Был ли смысл рисковать?

А.В.: И риск был, и смысл был. Я искренне благодарен главе республики Александру Бречалову, который принял смелое решение проводить летние игры. Смелое, но хорошо продуманное: летом 2020 года мы минимизировали риски, почти в два раза сократив число участников и количество видов спорта, и вынесли на улицу «зальные» виды спорта. Риск оправдался – вспышки заболеваемости после летних игр не было. Это позволило нам не отказываться и от зимних игр. Здесь мы тоже были осторожными и проводили соревнования в трех разных населенных пунктах – в Вавоже, Водзимонье и Нюрдор-Котье.

Теперь о смысле. Есть такие традиции, от которых нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах. Самый яркий пример – это военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 г. Я понимаю разницу между сельскими играми и этим парадом. Но и сходство очевидно: республика показала, что жизнь продолжается, что мы уверены в себе и в своих силах и не намерены сдаваться. Люди это прекрасно чувствовали, поэтому игры прошли на большом подъеме.

«ДК»: Согласны. А теперь о другом. Зимние игры были 27-ми, летние – 29- ми. В какой-то момент в их проведении стала проявляться инерционность.

А.В.: Поэтому глава республики поставил перед нашим министерством задачу творчески подойти к этой важной и нужной традиции, бережно сохраняя ее смысл и дух. Мы продолжаем искать варианты совершенствования спортивной инфраструктуры района, принимающего игры. Так, в этом году лыжная база и лыжероллерная трасса в Нюрдор-Котье появились благодаря инициативе председателя СХПК «Колос» В.А. Красильникова. Эта лыжная база отличается функциональностью и практичностью, и мы ее, скорее всего, сделаем типовым проектом. Затраты на такие базы будут ниже, зато построить их мы сможем намного больше.

Второе. По поручению главы республики мы составили план проведения игр на ближайшие пять лет и определились с районами, которые будут принимать их с 2022-го по 2027 год. Так мы сможем заранее планировать и максимально качественно проводить в районах ремонт и строительство инфраструктуры. Летние игры пройдут в Грахово только в июле 2022 г., но мы уже частично сделали там стадион и начали возводить доработанный типовой ФОК.

Наконец, в Вавоже мы впервые в истории зимних игр провели в их рамках Фестиваль «Команда Удмуртии». Это соревнования, в которых участвуют члены правительства республики, Госсовета, главы районов и мэры городов. Учитывая занятость и не всегда достаточную тренированность участников, мероприятие небольшое, на 3-3,5 часа, три вида спорта – лыжная эстафета, плавание и керлинг. Несмотря на упрощенные правила, соревнования для команд прошли с настоящим спортивным азартом и хорошей нагрузкой. Я пообещал коллегам по правительству до конца марта дать программу летних игр, так как все хотят готовиться заранее. Это и есть наша главная цель: мотивировать людей, любителей спорта, сельских жителей, болельщиков, руководство республики к регулярным занятиям спортом.

«ДК»: Почему-то в Вавоже не звучали имена сельских спортсменов, заявивших о себе на российском и международном уровне.

А.В.: Это еще одно новшество. Многие районы ради победы вызывают на сельские игры профессиональных спортсменов-земляков. Конечно, титулованные спортсмены украшали старты сельских игр. Но остальным спортсменам рядом с ними не приходилось рассчитывать на высокие места. Так нарушалось равенство условий и уходила мотивация. И в этом году мы нашли компромисс: профессиональные спортсмены и члены сборной команды России, которые выступают за другие регионы, в сельских играх не участвовали.

«ДК»: Мы с вами договорились беседовать «без фанфар», максимально конструктивно. Предлагаем обсудить и проблемы сельского спорта. Наверняка их тоже хватает.

А.В.: Хватает. И решение многих из них лишь косвенно зависит от министерства. Но о них – позже, а пока о том, что зависит от нас. На селе много плоскостных спортивных сооружений, но дефицит крытых спортивных залов. Чтобы уйти от этого дефицита, наше министерство по поручению А.В. Бречалова разработало экономически эффективный вариант крытого сооружения – каркасно-тентовый ФОК. Это быстровозводимая конструкция, которая в 5-10 раз дешевле капитальной и в плане строительства, и в плане эксплуатации. Основной компонент такого ФОКа – универсальный игровой зал с синтетическим покрытием площадью более 1000 кв. м. Типовой вариант его использования, который мы обсудили вместе с профильными федерациями спорта: треть зала предлагается использовать под художественную гимнастику, треть – под единоборства, и еще треть – под виды спорта, наиболее популярные в данном районе. А когда приходит время турнирам, все тренировочное оборудование убирается, и зал готов принять футболистов, волейболистов, баскетболистов, гандболистов и т.д. Так мы добьемся максимальной эффективности ФОКа.

«ДК»: Вернемся к сельским спортсменам. Для начала – к юным. Как не проглядеть талант, зарождающийся в отдаленной деревне?

А.В.: Да, для Удмуртии и России в целом это серьезная проблема, учитывая низкую плотность сельского населения и слабость транспортной инфраструктуры. Тут нам помогает опыт, накопленный в лыжном спорте. В Ижевске есть комплексная специализированная школа олимпийского резерва, отделения которой открыты в районах, где есть хорошие тренеры. Тренер работает и в районной ДЮСШ, где у него начальные группы и массовые занятия спортом, и в комплексной школе, куда он зачисляет своих лучших воспитанников. Юный спортсмен остается дома, но продолжает расти, получать другое финансирование и возможность выступать за сборную Удмуртии. Его видят все, и ему открыты все возможности.

«ДК»: Эта система касается только лыжников?

А.В.: Она работает и в игровых видах спорта. В республиканском кэс-баскете участвовало более 550 команд, в локоболе – более 510. Тренеры видят всех и отбирают лучших. А в легкой атлетике для цикликов такую систему предстоит выстроить.

«ДК»: У вас большой опыт тренерской работы и за пределами России. Может быть, поучиться у других стран?

А.В.: У нас есть проблема: лучшие тренеры сосредоточены в крупных городах, а в районах профессиональных кадров не хватает. Мы предлагаем региональным федерациям по видам спорта перенять опыт Чехии, Эстонии и Финляндии. Чтобы у каждого такого тренера было 2-3 района, куда он регулярно выезжает для проведения занятий. В Удмуртии художественная гимнастика и единоборства так уже работают. Надо подключать игровиков. Вот это еще одна задача, которую нам надо решать вместе с федерациями.

«ДК»: Мы плавно подошли к проблемам, которые выходят за пределы компетенции Министерства спорта.

А.В.: Не совсем так. Например, если отток молодежи из села обусловлен учебой и поисками места работы, то как министр спорта, тут я ничем не помогу. Но как министр молодежной политики я обязан объединить все меры поддержки молодежи, в том числе и на селе, от всех наших министерств и пакетом предлагать молодежи. Кроме того, наша задача информировать об этих мерах поддержки, дать возможность их использовать и, конечно же, собирать обратную связь – насколько нужны эти меры и какие меры еще стоит принять.

Развитие сельского спорта – часть работы по комплексному развитию территорий. И для того, чтобы молодой человек решил остаться на селе, нужно создавать ему условия для полноценной, качественной жизни. Физкультура и спорт здесь играют огромную роль.

Еще один пример синергии разных отраслей. Сейчас в республике стремительно строятся ФАПы. А у нас крайне мало спортивных врачей. В этом случае выручат ФАПы и телемедицина. Фельдшер способен провести со спортсменом медицинское манипуляции, снять необходимую информацию и передать ее по Интернету в специализированный центр. А там квалифицированные врачи выдадут спортсмену все рекомендации. Хороший вариант.

«ДК»: Похоже, Россия взяла пример с Удмуртии, и в этом году в Перми и Пензе все-таки пройдут отложенные из-за пандемии финалы Всероссийских зимних и летних сельских спортивных игр.

А.В.: Не знаю, стал ли наш пример стимулом, но в этом году действительно, пройдут два общероссийских финала. И это налагает особую ответственность на качество отбора спортсменов на региональном этапе соревнований.

«ДК»: А как смотрите на то, чтобы самим принять финал Всероссийских игр?

А.В.: Конечно, положительно. И не только я. У Удмуртии уже есть удачный опыт проведения таких финалов в 2003 и 2006 годах. Для любого региона это и большая честь, и знак признания успехов, и драйвер развития. В том числе и экономики, потому что соревнования такого ранга – это и федеральное финансирование, и проживание участников и гостей в гостинице, питание, сувениры, а в итоге – дополнительные налоги в республиканский бюджет. Сегодня спорт в том числе и экономическая категория. Поэтому мы и хотим в ближайшие годы взять на себя финал Всероссийских сельских игр. Уверен – проведем на самом высоком уровне.

«ДК»: Спасибо и удачи вам во всех начинаниях.

Виктор Чулков