Празднование Нового года – это одно из нововведений Петра Первого, которое он более 300 лет назад подсмотрел в Европе и внедрил в России. С тех пор традиции этого праздника многократно менялись. Помимо появления новых персонажей, к участию привлекались различные достижения науки и техники. Сегодня наш рассказ о том, как в разные эпохи встречали Новый год наши далекие и близкие предки.
Традиции времен Петра Первого
В допетровскую эпоху наступление нового года в России вообще не отмечали, а если и отмечали, то, как принято говорить, «в рабочем порядке». Дело в том, что раньше года на Руси сменяли друг друга 1 сентября – то есть в разгар осенних уборочных работ. Как известно, 20 декабря 1699 года вышел указ Петра Первого о переносе празднования Нового года на 1 января. Это привело к тому, что 1699-й продолжатся в нашей стране всего лишь 4 месяца и стал единственным за всю историю годом, в котором не было ни весны, ни лета!
Этим же указом царь Петр повелел подданным по случаю наступления Нового 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе и в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с этим праздником. На Красной площади в Москве был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты. А состоятельным гражданам было велено переодеться в европейскую одежду, стрелять в воздух из ружей и пускать ракеты возле своих домов.
Надо сказать, что обычай встречи Нового года по-европейски в России прижился довольно легко. Все дело в том, что издавна в последних числах декабря на Руси отмечали Рождество Христово, после которого начинались 12-дневные Большие зимние святки. И многие старые обряды - веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы - идеально вписались в сценарий встречи нового праздника.
После смерти Петра Первого последователи отказались от многих из его нововведений. Постепенно стал забываться и обычай украшать здания ветвями хвойных деревьев. Но хозяева питейных заведений продолжали выполнять царский указ, вешая над входом еловые ветви. Поэтому наиболее ретивых завсегдатаев трактиров и просто пьяниц, стали награждать шутливо-ироничным прозвищем «Елкин», а визиты туда получили название «сходить к елке». На этой благодатной почве в середине XIX века в России стал приживаться обычай украшать рождественскую елку. Как и многое другое, эта традиция пришла к нам из Германии, а более подробно можно узнать в нашей публикации об истории празднования Рождества.
Приключения дедушки и ее внучки
Примерно в то же время в русской литературе все чаще рядом с елкой стал появляться пожилой мужчина с мешком подарков. Изначально его звали по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков детям окончательно закрепился в общественном сознании россиян. Сначала шуба его была синей либо белой (эти цвета указывали на северное, холодное происхождение персонажа). Сейчас Дед Мороз, как и его западный «коллега» Санта-Клаус, гораздо чаще одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками для послушных детей.
В отличие от Деда Мороза, его внучка имеет точную дату рождения - 1873 год, когда Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». С этого времени местом рождения персонажа считается Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для некогда услышанной им народной сказки. В 1882 году появилась опера «Снегурочка» на музыку Николая Римского-Корсакова. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря художникам Виктору Васнецову, Михаилу Врубелю и Николаю Рериху. На их картинах она «оделась» в белоснежный длинный сарафан и маленькую меховую шубку. Тем не менее, до революции Снегурочка на праздниках никогда не выступала в роли ведущей.
Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки в качестве его помощницы произошло уже в сталинскую эпоху - на встрече Нового, 1937 года в московском Доме Союзов. Именно в конце 1930-х годов в СССР возникла традиция пышной встречи Нового года. И с тех пор Снегурочка стала бессменной спутницей и помощницей Деда Мороза – эту традицию ненадолго нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на Кремлевской елке несколько раз занимал маленький космонавт, но это нововведение, к счастью, не прижилось.
Не елью единой
Сегодня многие россияне считают, что празднование Нового года во времена СССР было более ярким и душевным. Возможно, причина таких настроений кроется в том, что для рядового советского гражданина (не имевшего родственников в сфере торговли или нужных «связей»), подготовка к Новому году превращалась в самый настоящий квест. Действительно, нужно было отстоять километровые очереди за колбасой и шампанским, раздобыть елку и мало-мальски интересные подарки для родных. За исключением жителей столичных городов, во многих семьях такие продукты как икра или мандарины появлялись на семейном столе лишь раз в году.
В современную эпоху магазинного изобилия организовать богатый стол можно буквально за несколько часов, как говорится, были бы деньги. Поэтому многие россияне сегодня не ощущают того самого «новогоднего чуда», подготовка к которому в СССР начиналась за недели, а то и месяцы до Нового года. Все купленные в период подготовки к празднику деликатесы тщательно приберегались на вечер 31 декабря.
Помимо абхазских мандаринов, болгарских маринованных помидоров, прибалтийских шпрот, венгерского фруктового компота и Советского шампанского на новогоднем столе советского человека обязательно присутствовало какое-либо горячее блюдо и салат оливье (правда, вместо мяса в нем появилась вареная колбаса, которой не было в оригинальном рецепте). Салат этот назван в честь своего создателя - повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 1860-х годов ресторан французской кухни «Эрмитаж». Добавим, что в абсолютном большинстве зарубежных стран этот зимний салат совершенно заслуженно называют «Русским».
Важнейшее из искусств
Для неизбалованных не только продуктами, но и развлечениями советских людей, примерно с начала 1960-х годов одним из главных атрибутов Нового года стал …телевизор. Нет, недаром почтальон Печкин из мультфильма «Зима в Простоквашино» отказывался идти к соседям встречать Новый год только из-за того, что у хозяев неисправен телевизор. В «золотые 1970-е» в СССР появился и самый новогодний фильм – это, конечно же, «Ирония судьбы или с легким паром!» режиссера Эльдара Рязанова, без которого с тех пор в России не обходится не один предновогодний вечер.
В последний день 1970 года в СССР родилась очередная новогодняя традиция - телевизионное обращение генерального секретаря ЦК КПСС к согражданам, которое показали в 23:50 по московскому времени. Уже в 1975-м из-за прогрессирующего расстройства дикции Леонида Брежнева от практики таких телепоздравлений пришлось отказаться. Новогодние обращения от имени партии и правительства зачитывал известный диктор центрального телевидения Игорь Кириллов. В последующие годы руководители советского государства Юрий Андропов и Константин Черненко в новогоднюю ночь на телевидении никогда не выступали.
31 декабря 1985 года в эпоху горбачевской Перестройки традиция новогодних поздравлений была восстановлена. А в 1987-м состоялся советско-американский обмен: Михаил Горбачев обратился к гражданам США, а американский президент Рональд Рейган поздравил советский народ.
Самое неожиданное новогоднее поздравление прозвучало 31 декабря 1991 года. Жителей уже несуществующего Советского Союза с Новым годом в прямом эфире Первой программы телевидения поздравлял … писатель-сатирик Михаил Задорнов. Однако он не смог уложиться в отпущенное время, из-за чего была задержана трансляция боя Кремлевских курантов.
С началом постсоветской эпохи россияне стали свидетелями не только «парада суверенитетов» различных республик, но и появления большого количества «местных дедов морозов». Тол Бабай, Кыш Бабай, Саган Убугун и Юшто Кугыза и так далее – все это тоже Деды Морозы, только «регионального» масштаба. Но, как принято говорить в таких случаях, это уже совсем другая история…