• 18 ноября 2020 13:15
  • 6 773
  • Время прочтения: 6 мин

Ижевск стал вторым городом СССР с полностью чешским парком трамваев

Ижевск стал вторым городом СССР с полностью чешским парком трамваев Фото: пресс-служба "ИжГЭТ"
Ижевск стал вторым городом СССР с полностью чешским парком трамваев. А какой город в том же 1973 году был первым в этом списке? И это не Москва, не Ленинград и не иная столица. Об этом - в результатах собственного мини-расследования от Делового квадрата.

- 18 ноября 1935 года в свой первый рейс вышел ижевский трамвай. Своим звонком на городских улицах он огласил начало новой эры в развитии Ижевска. А через 33 года в городе появился младший брат трамвая - троллейбус. Мы поздравляем всех работников, ветеранов «ИжГЭТ», наших уважаемых пассажиров с днем рождения предприятия!, - говорится в сообщении пресс-службы предприятия.

Самый первый ижевский трамвай вышел на линию в 9 часов. Новый вид транспорта представлял собой однопутную линию с одним разъездом посередине маршрута, деревянный барак с открытой канавой без соответствующей производственной базы, одну тяговую подстанцию и два трамвайных вагона.

Изначально трамвайная сеть города имела протяженность всего 5 км. Она соединяла Вятский переулок (в 1936 году он превратится в улицу Кирова) до Воткинской железнодорожной линии. Вскоре этот маршрут продлили с обоих концов – до Казанского вокзала (это район современной остановки «Хозяйственная база») и до парка имени Кирова.

В 1938-м открылся маршрут №2 от улицы Кирова через центр до улицы Гоголя (ныне от нее сохранился небольшой участок под названием «бульвар Гоголя»). Перед самой Великой Отечественной войной маршрут продлили до улицы Промышленной.

Вторые пути появились на трамвайных линиях Ижевска лишь в конце 50-х годов прошлого века. Тогда же трамвай пошел в городок Металлургов и к новому Казанскому вокзалу.

Но подлинной эпохой расцвета Ижевского трамвая стали, конечно же, 60-е годы. Открытие новых городских маршрутов стало обыденным явлением в истории города. Подлинный фурор произвело появление в 1966 году в Ижевске чехословацких трамваев модели Т-3 «Татра». После деревянных и вечно дребезжащих отечественных КТМ-1 эти теплые комфортабельные металлические машины казались горожанам чудом техники. К слову, в 1973 году Ижевск стал вторым после Тулы городом СССР, который полностью перешел на вагоны чехословацкого производства. Полтора десятилетия спустя ижевчане познакомились с еще более просторными и комфортабельными вагонами Т6B5, которые тут же окрестили «новыми трамваями».

К сожалению, начиная с 80-х годов ХХ века в Ижевске не появилось ни одного метра новых трамвайных линий. Зато город прочно удерживал первое место в СССР по числу вагонов на километр путей. В это время трамваи ходили в Ижевске буквально «один за другим». К тому же, почти все они курсировали сцепками по два вагона.

А потом в стране наступила совсем другая эпоха. Разорился и перестал выпускать трамваи завод «ЧКД-Прага». В Ижевск стали приходить лишь вагоны из других городов, в которых отказались от трамваев (Москва, Воронеж). Дошло до того, что ижевские транспортники начали закупать за рубежом списанную технику и самостоятельно давать ей вторую жизнь. На сегодня износ трамвайного парка Ижевска составляет порядка 80%.

Совсем недавно стало известно о том, что власти Удмуртии намерены привлечь около 19 млрд рублей на обновление городского электротранспорта Ижевска. В частности, за 750 млн рублей в скором будущем планируется приобрести 16 новых вагонов отечественного производства.

1/3
КТМ-1
2/3
Т-3 "Татра"
3/3
Т-6 "Татра"