• 23 июня 2020 16:05
  • 1 039
  • Время прочтения: 11 мин

Как изменится Конституция России после принятия поправок: нововведения в политической сфере

Как изменится Конституция России после принятия поправок: нововведения в политической сфере Фото: katun24.ru
Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России состоится 1 июля. Жители Удмуртии и других регионов смогут проголосовать на избирательных участках, которые откроются за неделю до указанной даты, и на дому. Изменения в главном документе страны позволят действующему Президенту России вновь баллотироваться на пост главы государства, чиновникам запретят иметь гражданство другой страны и счета за пределами РФ. Эти и другие изменения в политической сфере - в подборке основных поправок в Конституции.

Федеративное устройство

Часть 1 статьи 67 дополнят: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Также в этой статье появится часть 2.1, в которой говорится, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории страны, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Новая статья Конституции РФ 67.1 предусматривает, что Россия является правопреемником СССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) СССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов СССР за пределами территории России.

В части 2 статьи 70 с учетом поправок говорится, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.

Статья 77 определяет, что высшим должностным лицом субъекта России может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство в другой стране. Ему запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

Эти же требования предъявляются к гражданину, претендующему на должность руководителя федерального государственного органа (ч. 5 статья 78).

Требование об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране и счетов в банках других государств может распространятся и на граждан, занимающих государственные и муниципальные должности (п. «т» ст. 71).

Согласно дополнениям к статье 79, решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции России, не подлежат исполнению в России.

Также в Конституции появится новая статья 79.1 следующего содержания: «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

Президент России

С учетом поправок в части 2 статьи 80 Президент России теперь также будет поддерживать гражданский мир и согласие в стране, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

Президент России (ч. 2 ст. 80 ) должен быть не моложе 35 лет, постоянно проживать в России не менее 25 лет (было 10 лет), не иметь на момент избрания в Президенты и ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Это требование не распространяется на тех, кто ранее имел гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Россию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в России государства. Кроме того, Президенту страны запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Часть 3.1 статьи 80 поясняет: положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента России, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента страны в течение сроков, допустимых указанным положением.

Согласно пункту «а» статьи 83, Президент России назначает председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Госдумой по представлению Президента, и освобождает его от должности, а также осуществляет общее руководство Правительством России, вправе председательствовать на его заседаниях (пункт «б»). Пункт «б1» предусматривает, что Президент утверждает по предложению председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент страны, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. В случае если председатель Правительства освобожден Президентом от должности, вновь назначенный председатель Правительства не представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Согласно новому пункту «в1» Президент принимает отставку председателя Правительства России, его заместителей, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Пункт «д» дает Президенту право назначать на должность заместителей председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» настоящей статьи), и освобождает их от должности. Пункт «д1» гласит, что Президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Также, согласно пункту «е» указанной статьи, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Конституционного Суда России, его заместителя и судей Конституционного Суда России, председателя Верховного Суда России и его заместителей, а также судей Верховного Суда; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.

Пункт «е1» дает Президенту право назначать на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождать от должности генерального прокурора страны и его заместителей, прокуроров субъектов, военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров.

Согласно пункту «е3», Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателей Конституционного и Верховного судов РФ и их заместителей, судей Конституционного Верховного судов, а также председателей и их заместителей, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях.

Пункт «е4» предусматривает, что Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Госдуме кандидатуры для назначения на должность заместителя председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Пункт «е5» следующего содержания: Президент формирует Государственный Совет России и Совет Безопасности РФ, который сам возглавляет, (п. «ж»).

Вновь введенная статья 92.1 в части 1 дает Президенту России неприкосновенность, в случае прекращения им исполнения полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В части 2 говорится, что иные гарантии Президенту России, прекратившему исполнение полномочий по указанным выше причинам, устанавливаются федеральным законом. Лишить бывшего Президента России неприкосновенности могут в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции страны (ч. 3).

Статья 93 предусматривает, что Президент России может быть отрешен от должности, а Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда России о наличии в действиях Президента, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда России о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Совет Федерации

Часть 2 статьи 95 предусматривает, что в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта России (от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти) на срок полномочий соответствующего органа; Президент России, прекративший исполнение своих полномочий (пожизненно). Он вправе отказаться от полномочий сенатора России; не более 30 представителей России, назначаемых Президентом страны, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно.

Общее число сенаторов России определяется исходя из числа представителей от субъектов страны, перечисленных в статье 65 Конституции России, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

Сенатором России может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство в другой стране. Ему запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

В части 5 поясняется, что представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Согласно части 6, представители России в Совете Федерации назначаются сроком на 6 лет, за исключением тех, кто является сенатором пожизненно.

К полномочиям Совета Федерации относится не только отрешение Президента России от должности, но и лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (ст. 102).

Госдума

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России старше 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство иностранного государства. Депутатам Госсовета также запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России (ст. 97).

К полномочиям Госдумы с учетом поправок, согласно статье 103, относится:

утверждение по представлению Президента России кандидатуры председателя правительства России (ч.1 п. «а»); по представлению председателя правительства России кандидатур заместителей председателя правительства и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции (ч.1 п. «а1»); заслушивание ежегодных отчетов Центробанка РФ (ч.1 п. «г1»); назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента России (ч.1 п. «д») и Уполномоченного по правам человека (который также не может иметь иностранного гражданства, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами страны (ч.1 п. «е»); выдвижение обвинения против Президента России в целях отрешения его от должности или против Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности (ч.1 п. «з»).

Появится статья 103.1, согласно которой Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль.

Также изменятся сроки подписания Президентом законов, принятых Госдумой, в случае обращения Президента в Конституционный суд для провекри этих законов (ст. 117).

Правительство России

В часть 1 статьи 110 внесли пояснение о том, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство страны под общим руководством Президента России.

Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент страны. Председателем Правительства России, его заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин России, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства. Перечисленным лицам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом страны после утверждения его кандидатуры Государственной Думой (ст. 112). Представление по кандидатуре председателя Правительства России вносит в Госдуму Президент России. После трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя Правительства России Госдумой Президент России назначает председателя Правительства России. В этом случае Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий председатель Правительства освобожден от должности Президентом страны.

Председатель Правительства России представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. Заместители председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ. Президент не вправе отказать в назначении на должность заместителей председателя Правительства России и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой. В случае роспуска Государственной Думы в соответствии Президент назначает заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров по представлению председателя Правительства России.

Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ, а также несет персональную ответственность перед Президентом страны за осуществление возложенных на Правительство России полномочий (ст.113).

В части 1 статьи 114 также внесли изменения, которые отражены в тексте о поправках в социальной сфере.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства страны либо распускает Госдуму и назначает новые выборы (ст. 117). Председатель Правительства РФ вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, который подлежит рассмотрению в течение 7 дней. Если Госдума отказывает в доверии Правительству РФ, Президент страны в течение 7 дней вправе принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. В случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а та в доверии Правительству РФ откажет, Президент страны принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов.

Председатель Правительства РФ, его заместитель, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом страны. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента страны продолжает действовать до формирования нового Правительства. В случае освобождения от должности Президентом РФ или отставки председателя Правительства, его заместителя, федерального министра Президент страны вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.

Также в статье появится часть 6, согласно которой Госдума не может выразить недоверие Правительству РФ, а председатель Правительства не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в случаях, предусмотренных частями 3 – 5 статьи 109 Конституции РФ, а также в течение года после назначения председателя Правительства РФ.

Судебная власть

Судебную систему России составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).

Статья 119 предусматривает, что судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, постоянно проживающие в России, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в России, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, включая председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя (ст. 125).

Статья 126 с учетом изменений предусматривает, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно поправкам в части 1 статьи 128, председатели Конституционного и Верховного судов РФ, их заместители и судьи Конституционного и Верховного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента страны. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч.2). Изменения в части 3 предусматривают, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного и Верховного судов РФ и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Прокуратура

Прокуратура РФ (ст. 129) — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры России, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. Прокурорами могут быть граждане России, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Им также запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Генеральный прокурор РФ, его заместители, а прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом РФ, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

Местное самоуправление

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в РФ, установленными федеральным законом (ч 1 ст. 131).

В указанную статью добавляется часть 1.1, согласно которой органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Также появится часть 3, которая предполагает, что особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи (ч. 1 ст. 132). Указанная статья дополняется частью 3, согласно которой органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

С учетом поправок статья 133 имеет следующее содержание: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

О нововведениях в Конституции в социальной и культурной сферах можно прочитать здесь.