28 апреля 1969 года на экраны страны вышла комедия «Бриллиантовая рука», которую зрители моментально разобрали на цитаты. Через 50 лет кинолента остается одной из любимых среди российских зрителей.
Узнав о планах создания этой комедии, лучшие актеры, декораторы, операторы и осветители хотели работать только у Леонида Гайдая. Все они были уверены, что съемки будут проходить на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда режиссер объявил, что снимать эту ленту он будет в СССР. Так Баку превратился в «Стамбул - город контрастов», а для создания нужной уличной атмосферы пришлось свезти в этот город чуть ли не все имевшиеся в СССР иномарки.
Сегодняшний зритель едва ли способен оценить юмор создателей фильма, который они вложили в номерные знаки автомобилей. Так, на бежевой «Волге» установлен знак «28-70 ОГО» - это цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года. А красный «Москвич» главного мафиози украшает номер «03-57 ШОЦ» - столько стала стоить водка в первой половине 60-х годов.
В конце фильма из багажника поднятого в воздух «Москвича» выпадает связанный Горбунков. Для съемок этой сцены сделали очень качественный манекен Юрия Никулина. Его доставили самолетом в аэропорт «Адлер», поскольку картину снимали в окрестностях Сочи и Туапсе. Уборщица обнаружила лежащего на складе «мертвого» Никулина и моментально по всему аэропорту разнеслась весть о смерти известного артиста. Вскоре в его московской квартире раздался телефонный звонок, и жену актера осторожно спросили, знает ли она уже о смерти мужа…
Любопытно, что в сцене у аптеки Юрию Никулину никак не удавалось хорошо поскользнуться на банановой кожуре (для съемок был приобретен целый ящик дефицитнейших в то время бананов). Сначала кожуру заменили арбузной коркой, но результат все равно не удовлетворял режиссера. Падал Никулин на надувной пляжный матрас, но на арбузную корку попасть никак не мог. Леонид Каневский (в фильме он сыграл жулика из аптеки), предложил режиссеру свои услуги. На «дублера» надели брюки Никулина, и он мастерски поскользнулся.
«Мороженое», которым сын Горбункова якобы стреляет из пистолета в Козодоева, состояло из смеси творога с молоком. Настоящее мороженое давно растаяло бы за те четыре часа, в течение которых снимали этот эпизод. Ассистент режиссера вручную кидал эту смесь в лицо Андрея Миронова целых восемь раз.
Роль лейтенанта милиции Володи (он передает Горбункову деньги и пистолет «Беретта») в этом фильме исполнил Владимир Гуляев. Актер учился в ижевской школе №22 (в наши дни в ее здании находится медицинский колледж). В Великую Отечественную войну Гуляев воевал в штурмовой авиации, совершил 60 боевых вылетов, был участником Парада Победы. А в 1951 году он окончил ВГИК и стал киноактером.
Сценарий комедии с рабочим названием «Контрабандисты» предполагал совсем другой конец: главный герой ковыляет на костылях, а его жена смущенно говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать. Кажется, у нас будет ребенок». Но жизнь распорядилась иначе. Когда снималась прогулка счастливого семейства по морю, над причалом висел большой крюк, который раскачивался над катером. И тут произошел несчастный случай: крюк упал Никулину на голову. Актер все стерпел, хотя ему рассекло кожу на голове, было даже небольшое сотрясение мозга... Но камера снимала, а Никулин играл так, будто этот трюк был предусмотрен сценарием. И именно этот дубль, в отличие от сценарной концовки, Гайдай поставил в фильм при окончательном монтаже.