Ил-76 рассчитан на транспортировку груза весом до 60-и тонн. То есть самолет теоретически может поднять в воздух ЗРК «Тор», в том числе и его «арктическую» модификацию. Однако на практике это невозможно из-за того, что грузовой отсек Ил-76 недостаточно высок. Единственно возможный вариант — транспортировать боевой модуль «Тора» и шасси порознь. И тут возникает проблема — боевой модуль остается без колес и по этой причине заехать внутрь самолета не может. Нужен специальный механизм для доставки его к грузовому отсеку. В России до недавнего времени только одна фирма имела такое оборудование. Как монополист она предоставляла его сторонним организациям исключительно на своих, не всегда приемлемых условиях. И это притом, что используемая ею система относительно громоздка, а также недостаточно удобна и гибка в плане эксплуатации.
В сложившейся ситуации руководство ИЭМЗ «Купол» решило, что лучше разработать собственный погрузочный модуль, более совершенный и менее дорогой. Соответствующая задача была поставлена перед группой сотрудников особого конструкторского бюро. К работе команда приступила в конце 2016 года. Первым делом конструкторы изучили все немногие существующие варианты аналогичных приспособлений и поняли, что ни один из них не удовлетворяет требованиям техзадания. В итоге собственный модуль пришлось разработать практически с нуля. Конструкторы учли тот факт, что на полу грузового отсека «Ил-76» есть роликовые дорожки. Поэтому решили, что тянуть рельсы внутрь фюзеляжа, как это у конкурентов, не нужно. Достаточно довести груз до края отсека с помощью специальной подвижной эстакады. Она ставится на рельсы, которые регулируются для нивелировки неровностей площадки аэродрома с помощью винтовых домкратов. Размещение регулируемых по высоте опор в шпалах позволяет изменять высоту положения направляющих погрузочного устройства и соответственно высоту самой эстакады. Удобное расположение зоны регулирования высоты направляющих погрузочного устройства винтовыми опорами исключает необходимость использования лестниц и аналогичных приспособлений для доступа к ним. При погрузке возможно регулирование положения в вертикальной плоскости направляющих устройства без снятия груза с верхней площадки эстакады. Размещение опор, регулируемых по высоте, вне эстакады упрощает ее конструкцию, повышая ее надежность. Образно говоря, конструкция погрузочного модуля – это такая железная «телега» на рельсах. С ее помощью можно осуществить все необходимые операции без применения дополнительных приспособлений и силовых приводов, обеспечивая при этом надежность и безопасность перемещения груза, в том числе на временных полевых аэродромах. Изделие выполнено таким образом, что собрать его может расчёт одной боевой машины.
Первые испытания модуля состоялись практически через полгода после начала конструкторских изысканий – летом 2017-го. Как и в любом новом деле, не все шло гладко. Например, в апреле этого года выяснилось одно важное обстоятельство. Дело в том, что сзади над грузовым люком «Ил-76» в виде этакого клюва нависает кабина стрелка. Если пытаться загрузить боевой модуль «Тора» с площадки, которая параллельна земле, то он упрется в нижний край этого «клюва». Решение проблемы было найдено оригинальное. Конструкторы не стали усложнять устройство модуля – они просто придали верхней площадке наклон в три градуса. Теперь ее задняя часть несколько ниже передней. Как показали испытания на аэродроме «Чкаловский», небольшого наклона вполне достаточно, чтобы вся операция прошла успешно. Специалисты «Купола» справились с задачей, создав в итоге уникальную конструкцию для погрузки спецпродукции предприятия в транспортные самолеты ВВС России.
Грузовой модуль ижевского завода «Купол» сделан из стандартизированных материалов, таких как трубы и швеллеры. По этой причине изготовить погрузочный модуль несложно. Сама конструкция проста, ее легко собирать и демонтировать. Плюс к этому она весит относительно немного – около двух с половиной тонн (без учёта стеллажа для транспортировки модуля). Но еще важнее тот факт, что разработанный специалистами ИЭМЗ модуль универсален. Его можно использовать для погрузки в самолет самых разных несамоходных грузов и объектов, если их вес не более 20 тонн (впрочем, конструкция при необходимости может быть в дальнейшем доработана под более габаритные грузы). На данный момент модулю уже по силам различная спецтехника, морские контейнеры, в том числе военного назначения, промышленные изделия, строительные блоки и многое другое.
Уникальная разработка может быть полезна не только Министерству обороны, но и подразделениям МЧС, предприятиям гражданских отраслей, торговым организациям. Что же касается основной задачи, то разработчики модуля справились с ней полностью. Теперь у Минобороны России есть всё необходимое для доставки зенитных ракетных комплексов «Тор» в труднодоступные районы Крайнего Севера, а также в другие точки без использования морского, железнодорожного или автомобильного транспорта.