В переговорах, в прямых продажах есть такое понятие как «присоединение», так вот, комплимент – это один из инструментов присоединения, в результате которого возникает чувство комфорта и гармонии.
Хотите установить долгосрочные, эффективные и приятные отношения с нужными людьми, используйте комплименты. Ведь именно они создают в отношении вас позитивное восприятие, чувство, что с вами хочется общаться. Поэтому после удачного комплимента вас захотят увидеть, услышать еще много, много раз. Реально, похвала или комплимент вызывают, без преувеличения, психологическую зависимость.
Еще в начале прошлого века знаменитая муза Владимира Маяковского Лилия Брик говорила: «надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома, например, курить или ездить, куда вздумается. Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». Согласитесь, эти гениальные слова актуальны до сих пор.
Даже здороваясь, вы можете сделать комплимент: вместо сухого «здравствуйте», скажите, например, «привет, красавица!».
Хотите сделать комплимент мужчине, похвалите его действия: Ты так классно водишь машину!
Хвалить можно не в лицо, а опосредованно. Например, вы приходите к VIP клиенту и хвалите его подчиненных, потому что «короля делает свита!»
Хотите общаться комплиментарно, задавайте человеку вопросы, давая, таким образом, ему шанс «похвастаться», а вы, в свою очередь, восхититесь его ответами.
Вместо слов, совершите действие-комплимент: муж приготовил ужин, помыл посуду. А жена поехала с ним на рыбалку – разделила его ценности.
Одна моя знакомая поделилась, что у них в семье готовит исключительно муж, а завели они традицию только потому, что в начале супружеской жизни, когда он пару раз приготовил ужин, жена сильно его хвалила. И эту похвалу ему захотелось услышать еще и еще раз. Вот так волшебные слова формируют крепкие семейные отношения.
Подарки могут стать комплиментом, а могут, наоборот, испортить отношения.
Антикомплимент: моей подруге в начале их семейной жизни муж на 8 марта подарил гладильную доску. В хозяйстве она, правда, была нужна, но жена сочла подарок как элемент «закабаления женщины» и даже заплакала, получив его.
Редакция журнала «Деловой квадрат» всегда поздравляла своих клиентов. Старались делать это не дорого, но эффектно. Так появились ростовые портреты. Фотографий у нас много, поэтому мы их печатали на банерной ткани, приходили с рулончиком поздравляться. И эффектно разворачивали рулончик с портретом. Все, конечно, ахали. У многих эти портреты висят на самых видных местах – и на работе, и дома.
Не побоюсь показаться тривиальной, но то, что «встречают по одежке» - это до сих пор истина. Если к вам на встречу пришли в нечищеных ботинках и с оторванной пуговицей на пальто, то вид у человека совершенно некомплиментарный.
Приведу яркий пример из моей практики. Мы работали по рекламе с директором по маркетингу одного ведущего в Удмуртии завода. Одет он был всегда не просто «с иголочки», а по последней моде – галстуки, цвета его костюмов, начищенные ботинки – всегда приятно посмотреть. Так вот этот директор говорил так: мне все равно, как я одет. Я одеваюсь из уважения к окружающим людям.
В одежде есть еще такое важное понятие как «закон группы». Расскажу вкратце, как он работает. Один знакомый психолог поделился со мной примером из копилки личного опыта. В начале перестройки ему повезло поехать на стажировку в США. И в Нью Йорке он казался в вагоне метро, где были одни афро-американцы. Представляете его чувства?!
Так вот, одевайся так, как принято в твоей «группе» - если вся тусовку носит дорогущие костюмы, ты тоже обязан это делать.
Есть американский сериал«Suits» («Костюмы»), по-русски называется «Форс мажоры». Кстати, одну из главных ролей там играет Меган Маркл, жена принца Гарри. Так вот, когда главный герой приходит в офис в свой первый рабочий день в обычном костюме за 500 долларов, шеф гонит его прочь и дает ему адрес своего итальянского портного.
А портной, в свою очередь, завидя первого в его затрапезном костюмчике, даже не открывает ему дверь ателье, впускает только после предъявленной рекомендации.
Закон этой группы говорит: ты не можешь носить костюм дешевле 7-10 тысяч долларов.
И, наоборот, если, работая в сельхозпредприятии, скажем менеджером, ты заявишься на ферму в обуви на каблуке, остальные тебя не поймут. Хотя в офисах сельхозпредприятий, где есть центральное отопление, бухгалтерия, например, носит туфли. Причем, с большим удовольствием.
Комплименты можно говорить и делать всегда и везде. Они реально украшают жизнь, помогают в бизнесе, делают нас более успешными. Помните об этом и не жалейте добрых слов.
Наталья Кондратьева