В своей статье «Может, обойдемся без договора?» я задала вам пару задач из своей практики и обещала позже опубликовать ответы. Если вам еще не удалось прочитать задачи, это можно сделать сейчас, а после посмотреть ответы ниже. Но прошу не забегать вперед и не смотреть ответы сразу! Поверьте, для вас будет полезнее сначала подумать над ответом, а потом узнать правильное решение. Так вы лучше поймете суть и впоследствии сможете самостоятельно принимать правильные решения.
Давайте начнем с тонкостей договора аренды. Мы коснемся правил заключения договоров аренды помещений, с которыми сталкивается большинство предпринимателей.
Помните про существенные условия из статьи про договоры? Что касается договора аренды, он должен содержать одно существенное условие (ч. 3 ст. 607 ГК РФ):
а также желательно:
Если хотя бы одна сторона является юридическом лицом, надо соблюдать письменную форму договора. Если срок действия договора 12 месяцев и более, то он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ст. 651 ГК РФ). Поэтому на практике договор на аренду, например, офиса часто заключают на срок 11 месяцев.
Арендодателем может быть собственник (или представитель собственника) помещения, арендатором – любое юрлицо или гражданин.
Важно знать:
Что еще важно учесть при обсуждении условий договора и отразить в тексте договора:
Исчерпывающий перечень важных моментов привести, наверное, невозможно. В каждом конкретном случае он свой. Важно, чтобы вы знали, что обращать внимание и договариваться надо по многим вопросам заранее, чтобы потом не получать неприятные сюрпризы.
В следующем выпуске мы рассмотрим договоры подряда и оказания услуг, а также я расскажу вам:
А теперь переходим к решению задач из прошлой статьи.
Менеджер интернет-магазина оборудования для бассейнов обновил цены на сайте. Товары магазина представлены в большом ассортименте с огромным разбросом цен: от дешевых затирок и герметиков до дорогостоящих станций дозирования и контроля. При загрузке новой цены станции менеджер ошибся, не поставив один ноль в конце, и получилась цена продажи в 10 раз меньше реальной. Постоянный покупатель, владелец частного бассейна увидел станцию по этой цене и сразу же сделал заказ с оплатой. На следующий день заказ увидел директор интернет-магазина и аннулировал заказ, мотивируя это тем, что покупатель знал, что станция стоит в 10 раз дороже, и должен был понять, что в цене на сайте допущена ошибка.
Вопрос к читателям:
Итак, ответы. Проверяйте себя:
1. Директор поступил неправомерно. Предложение к продаже товара на сайте с ценой является офертой, связывающей продавца, и в силу положений ст. 25 Закона о защите прав потребителей и многочисленной судебной практики, директор был обязан исполнить договор купли-продажи.
2. Зависит от трудового договора менеджера, но взыскание может быть наложено по решению работодателя согласно трудовому законодательству. Теоретически, взыскание убытков по ст. 15 ГК РФ с менеджера возможно.
3. Товар был поставлен по указанной на сайте цене.
Прошлое домашнее задание:
подумайте, как можно законно избежать убытков от отказа покупателя от пред-заказного товара?
Итак, продавец (селлер на маркетплейсе или владелец интернет-магазина, это неважно), выставил товар, который покупают «под заказ» для решения конкретной задачи на своей площадке. Этот товар отсутствует на складе продавца, и продавец заказывает этот товар только после получения спецификации от покупателя. Селлер заключил договор с поставщиком товара и собрался поставлять товар при получении заказа от покупателя.
Заказ поступил, оплата переведена, товар выкуплен, упакован и отправлен. Но: покупатель отказался от него еще до получения.
Что происходит в этом случае с правовой точки зрения? Если покупатель отказывается от товара, убыток не наступает - товар возвращается продавцу, деньги - покупателю. Стоимость доставки возмещает продавец (ст. 25 Закона о защите прав потребителей).
Часто в таких ситуациях условия договор с поставщиком редкого товара и договор розничной купли-продажи не соответствуют друг другу: в первом возможность возврата в нашем случае отсутствует, а во втором продавец обязан по закону принять не полученную вещь и возвратить деньги. Получается, риск «зависания» товара целиком ложится на селлера.
Как можно избежать убытков правовыми методами:
И всегда с вами остается метод решения – продать возвращенный товар другому покупателю.
Кроме неприятности возврата товара, существует бОльшая опасность в случае, если у продавца выставлен пред-заказный товар, на который у него нет договора с поставщиком, что часто встречается. Какая это опасность? Читайте в следующих выпусках или спрашивайте в Телеграме: @nadyakurbatova1.