• 24 октября 2024 10:00
  • 167
  • Время прочтения: 7 мин

Алексей Горбачев: «Если говорить о дорогах в целом, у нас не всё плохо, но и не всё хорошо. Поэтому работаем»

Алексей Горбачев: «Если говорить о дорогах в целом, у нас не всё плохо, но и не всё хорошо. Поэтому работаем» Фото: Команда Удмуртии
Интервью с Министром транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Алексеем Викторовичем Горбачевым об итогах года, реализации нацпроекта БКД и внедрении искусственного интеллекта на перекрестках Ижевска.

— Алексей Викторович, добрый день. Сезон почти закончился и уже можно подвести итоги. Сколько средств было потрачено на строительство и содержание дорог?

— Строительства у нас в этом году не было. Были капремонты, реконструкции и ремонты. Если брать нацпроект «Безопасные и качественные дороги» (БКД), общее финансирование составило 3 миллиарда 536 миллионов рублей. Из них федеральных средств — 2 миллиарда 9 миллионов рублей и 1,5 миллиарда — средства Удмуртской Республики.

В 2024 году в нацпроекте БКД от Удмуртии участвуют 73 объекта. Это 12 муниципальных районов и четыре города (кроме Глазова). Можно сказать, что по ним уже всё готово.

Если говорить конкретно, у нас было шесть крупных объектов по капремонту, среди них — мост через реку Лоза, капитальный ремонт моста Ижевск — Ува, реконструкция мостового перехода в Люм, реконструкция моста через реку Иж в Якшур-Бодьинском районе и участок Киясово – Ермолаево. Все объекты сделаны, сданы.

Фото: Дороги Удмуртской Республики

Знаковым объектом стал Костино — Камбарка. Его реконструкция длилась четыре года, работа была разбита на этапы. В этом году основной ход уже завершён, асфальтирование закончено, сейчас идут работы по укладке бордюров и прочему. На 30 октября запланирована приёмочная комиссия этого объекта.

Также завершили мост через Большую Сарапулку. Там была проблема с подрядчиками — мы сменили две компании, расторгли с ними договоры и включили их в реестр недобросовестных подрядчиков. Объект сам по себе очень сложный. На почти 10 км дороги 13 раз пришлось переносить магистрали, газ, высоковольтные линии, трубы-теплоносители. Сейчас основной ход тоже уже сделан, идут работы по примыканию, устройству полос разгона и торможения, освещению. Ежедневно на объекте задействованы 157 единиц техники. Объект, а это 9,8 километра дороги, будет сдан в ноябре.

— Теперь понятно, почему это так долго длилось. На сегодняшний день у вас в работе много мостов, скажите, пожалуйста, это всё плановые ремонты?

— Да, именно. В нацпроект БКД с 2022 года начали включать ремонт искусственных сооружений — мостов и путепроводов. Как только это случилось, мы подали в Росавтодор перечень из 194 мостов, находящихся в предаварийном состоянии. Из них 9 — полностью деревянные мосты или мосты на металлическом каркасе с деревянным настилом.

В прошлом году по нацпроекту было сделано 8 объектов, из них 2 — переходящие объекты с круглогодичным циклом, которые перешли на этот год. В 2024 мы провели капремонт или реконструкцию 10 мостов и путепроводов. На будущий год уже запланированы работы почти на миллиард рублей, это реконструкция или ремонт 8 искусственных сооружений.

— Есть ли планы по сельским дорогам? Ранее Ольга Викторовна Абрамова говорила, что начали строить дороги даже до ферм.

— Да, программа комплексного развития сельских территорий (КРСТ) давно существует, и мы всегда в ней участвовали. С 2017 года, когда ответственным был Росавтодор, дороги к сельхозпредприятиям строились за федеральные средства. Основное условие — дорога должна доходить прямо до сельхозпредприятия. Мы тогда защищали проектные документы, предоставляли фотографии, и это всё проверялось, вплоть до спутниковых снимков.

— Учитывалась ли величина сельхозпредприятия?

— Конечно. Дороги строились туда, где было перспективное развитие, например, к фермам или другим объектам сельскохозяйственного назначения. Главы районов всегда согласовывали строительство, потому что они отвечают за хозяйство на местах.

Позднее программа трансформировалась, и сейчас куратором стал Минсельхоз. Теперь заявки подаются через них уже в электронном виде. Минсельхоз разработал систему оценки заявок, по которой регионам присваивается определенный рейтинг. Чья заявка побеждает, те объекты и финансируются. Там не один десяток показателей.

Если говорить предметно, последними законченными объектами в Удмуртии по проекту КРСТ стали дороги в Позино, Шарканском районе, и Лутоха в Киясовском районе, ферма Дубровское. Это все 2022 год.

Сейчас мы уже подали заявки на 2025 год. А буквально на днях прошло совещание, где обсуждались заявки по КРСТ уже на 2026 год. Они должны быть представлены в Минсельхоз России до сентября следующего года. У нас будут участвовать 5 районов — Балезинский, Юкаменский, Красногорский, Камбарский и Дебесский. Какие объекты пройдут — неизвестно, потому при оценке заявки учитывается также, какие дополнительные работы ведутся в районе. А это и строительство соцобъектов, и жилья, и инфраструктуры, и так далее. Плюс другие субъекты России уже тоже поняли ценность этой программы, поэтому тоже готовят свои заявки, спрос на финансирование очень большой.

— Алексей Викторович, наша Республика — зона быстрого износа дорог. Используются ли сейчас инновационные материалы при строительстве дорог в Удмуртии?

— Да, конечно. Сейчас активно применяются полимерные битумы, которые позволяют улучшить долговечность покрытия. Мы уже внедрили их на нескольких участках, и результаты положительные. Также применяем различные присадки для увеличения водоотталкивающих свойств асфальта, чтобы избежать разрушения покрытия в зимний период.

Появились новые ГОСТы на материалы. Например, уменьшен разрыв между фракциями, поэтому покрытие лежит более плотно, что уменьшает образование колеи. И еще один из методов улучшения качества покрытия — холодная стабилизация основания дороги. Мы его уже применяли, например, в северных районах для регенерации гравийных дорог с использованием цемента и извести. А если говорить про асфальтовые дороги, то это были участки Ижевск – Ува и Каменное – Завьялово, результаты также положительные.

Фото: Дороги Удмуртской Республики

— И как долго такие покрытия могут прослужить?

— Раньше гарантийный срок на дороги был 4 года. Сейчас по новым ГОСТам гарантийный срок на верхний слой асфальтобетона составляет 6 лет, хотя фактически он может прослужить дольше при должном уходе. Это зависит от многих факторов, в том числе от интенсивности движения, погодных условий и своевременного ремонта.

— Насколько применение таких технологий удлиняет процесс ремонта или строительства?

— Практически не удлиняет. Допустим, если взять один из последних объектов — проезд Копровый. Там была предусмотрена стабилизация грунтов методом ресайклинга. Поэтому первым этапом на этих двух километрах участка был именно ресайклинг, что на 7 млн увеличило стоимость объекта и немного увеличило сроки. Но это дало свои плюсы, так как основная задача была в том, чтобы дорога простояла все 6 лет гарантийного срока, и чтобы на ней образовались колеи. А колейность как раз появляется в первую очередь из-за слабого основания. Такой был посыл от Главы Удмуртии, и мы с задачей справились.

— Алексей Викторович, вопрос по поводу колеи на трассе Ижевск – Воткинск. Запланированы ли там какие-нибудь работы?

— На колейность трассы Ижевск – Воткинск повлияла очень высокая интенсивность движения (среднегодовая — 14600 автомобилей в сутки). Сейчас подрядные организации как раз занимаются устранением колеи. Два участка делают в рамках нацпроекта и 51-й километр — в рамках содержания.

Но мы пошли дальше — на сегодняшний день у нас разработан проект реконструкции дороги Ижевск – Воткинск. Стоимость работ составляет 8 млрд рублей. Всего запланирована реконструкция около 14 км дороги, но это участки по всей длине. Будет предусмотрено по 4 полосы, что снизит интенсивность движения и нагрузку. А это значит, будет выше безопасность и более высокая скорости прохождения. Кроме того, мы предусмотрели двухуровневую развязку при движении в сторону Воткинска на объездной в аэропорт. На этом Т-образном перекрестке сейчас высокая аварийность, и наше решение должно сильно улучшить ситуацию.

— Алексей Викторович, сейчас много внимания уделяется безопасности на дорогах. Какие новые меры вы внедряете при строительстве дорог?

— Основное внимание уделяется установке барьерных ограждений и разделителей встречных потоков, особенно на опасных участках. Это снижает вероятность тяжёлых ДТП, которые происходят из-за выезда на встречную полосу. Также ставим световые знаки и светоотражающие элементы на пешеходных переходах. В местах, где установлены малоэффективные нерегулируемые переходы, обязательно делаем освещение и ставим светофоры с кнопкой вызова.

Фото: Дороги Удмуртской Республики

— Еще вопрос касаемо искусственного интеллекта и современных технологий. Вы говорили, что собираетесь их внедрять на перекрёстках Ижевска?

— Да, в нацпроекте БКД есть раздел «Интеллектуальная транспортная система». Мы работаем по этой программе уже два года. На сегодняшний день в Ижевске в районах перекрестков по ней установлены датчики интенсивности движения. Соответствующими модулями оборудованы светофоры. Установлены информационные табло. Далее к работе будет подключаться искусственный интеллект.

ИИ будет получать информацию с датчиков, обрабатывать ее, и понимать, сколько машин находится на перекрестке на каждом участке. После анализа автоматически будет меняться работа светофоров. Там, где все хорошо, зелёная волна будет увеличиваться. В случае ДТП будет автоматически подключаться система ИИ уже вместе с аналитиками для того, чтобы оповестить водителей об объезде или предложить альтернативные маршруты. Это также положительно повлияет на безопасность движения в городе.

— Спасибо за разъяснения, Алексей Викторович. Надеемся, что дороги в Удмуртии станут ещё лучше и безопаснее.

— Спасибо вам, будем стараться.