• 30 сентября 2024 13:00
  • 136
  • Время прочтения: 7 мин

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ Фото: Росатом
Атомный ледокольный флот — то, чем Россия может с полным правом гордиться. Мощный, развивающийся, перспективный. И не то что лучший, а даже единственный в мире. Сегодня, с учетом масштабных задач по развитию Северного морского пути, у него открывается второе дыхание. Даже можно сказать, что он переживает второе рождение. Но сначала немного истории.

Самый короткий маршрут по морю, связывающий Дальний Восток и европейскую часть России — это Северный морской путь. Он начинается в Карских воротах и проходит через пять морей Северного Ледовитого океана до бухты Провидения.

Протяженность его составляет около 6 тысяч миль. Альтернативный южный маршрут, связывающий Европу и азиатские страны, вдвое длиннее — более 12 тысяч миль. Это не только лишние как минимум 15 – 20 дней в пути, но и дополнительные расходы на топливо, команду и т. д. За проход через Суэцкий канал надо платить, там нередко образуется очередь. Еще одна серьезная головная боль в южных морях — пираты. На север же их заманишь. В общем, у СМП сплошные плюсы, если бы не льды. Они встречаются на пути даже летом, зимой же путь затянут льдом практически полностью. Толщина льда на большей части маршрута составляет от 1,2 до 2,5 метров, на отдельных участках — свыше 4 метров.

***

Первые попытки пройти на судах через северные моря предпринимались еще с XVI века, но исследователей постоянно зажимало льдами, им приходилось неделями и месяцами ждать помощи или добираться до земли пешком. Поэтому настоящее интенсивное освоение Северного морского пути началось только во второй половине XX века, с развитием в Советском Союзе атомной энергетики и появлением атомных ледоколов.

Ядерные реакторы обеспечивают не только огромную мощность (до 80 тысяч лошадиных сил и более), но и максимальную автономность — современные ледоколы могут работать без перезарядки около 7 лет. Это крайне важно, потому что заправок, необходимых дизельным судам, в северных морях конечно же нет. Атомоходы фактически не привязаны к портам, продукты на них обычно доставляют на других судах.

***

Первый атомный ледокол был построен в СССР В 1956–1959 годах. Назывался он, естественно, «Ленин». Это было вообще первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой. Над его созданием работали более 500 предприятий по всей стране. Специально для него были разработаны сверхпрочные марки стали, 76 новых типов механизмов, реактор был тоже уникальный.

Ледокол «Ленин» имел длину 124 метра, ширину 27,6 метра, мощность энергетической установки составляла 44 тыс. л. с. Он мог преодолевать лед толщиной до 170 см. Экипаж состоял из 210 человек. Проработал «Ленин» три десятка лет, за это время он участвовал в 26 навигациях, прошел 654 400 морских миль (шестнадцать экваторов), провел за собой 3741 судно.

Помимо навигации по Северному морскому пути «Ленин» решал важную задачу по доставке и эвакуации дрейфующих полярных станций «Северный полюс» — до конца 1950-х годов это можно было сделать только самолетами. С появлением мощного атомного ледокола появилась возможность обеспечивать зимовщиков тяжелой техникой, оборудованием, большими запасами топлива и провианта.

Судно вывели из эксплуатации в 1989 году, сейчас ледокол «Ленин» пришвартован в Мурманске и работает как музей.

***

В 1975 году был построен атомный ледокол «Арктика», головное судно проекта 10520. Длина его была около 150 м, ширина — 30 м, мощность силовой установки — 75 тыс. л. с. Он стал первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании, это было в 1977 году.

Еще три судна этого типа — «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз» — были построены соответственно в 1977, 1985 и 1989 годах.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий ледокол «Россия» совершил круизный рейс на Северный полюс. С тех пор такие туристические поездки совершаются регулярно, на крайней точке земли побывали более 10 тысяч человек.

Ледокол «Советский Союз» был спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль. В 1991, 1992, 1997 и 1998 годах он использовался для арктического туризма.

В настоящее время все эти четыре ледокола выведены из эксплуатации.

***

В 1988 году в СССР было спущено на воду крупнейшее из всего четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой — «Севморпуть». Длина его составляла 260 м, ширина 32 м, мощность — около 40 тыс. л. с. Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м.

Лихтеровоз «Севморпуть» был выведен в отстой в 2007 году и в 2012 списан, однако к 2016 году восстановлен и вновь введен в строй. В настоящее время находится в эксплуатации.

***

В 1989 и 1990 годах были введены в эксплуатацию мелкоосадочные атомные ледоколы «Таймыр» и «Варгач», предназначенные для проводки судов в устья сибирских рек. Корпуса их были построены в Финляндии, но из российской специальной стали. Атомное оборудование устанавливалось в Ленинграде, мощность двигателей — около 50 тыс. л. с. Этого достаточно, чтобы преодолевать льды толщиной до 2 метров. Оба судна прошли процедуру продления ресурса и сейчас эксплуатируются.

***

В 1992 году введен в эксплуатацию еще один ледокол проекта 10520 — «Ямал», рассчитанный на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра. Он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

Судно несёт на себе один вертолёт Ми-8Т и несколько лодок класса Зодиак. На нём установлены спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и интернет, предназначенные для служебного пользования. На судне имеется большая столовая, библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и больница. На корабле имеется 155 кают для экипажа, в каждой из которых есть телевизор.

Ледокол «50 лет Победы», тоже проекта 10520, введен в строй в 2007 году. Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, ледокол также ориентирован на выполнение арктических круизов, как правило, к Северному Полюсу с посещением заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа. В круизе на борту для туристов работает ресторан, спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека и музыкальный салон.

Оба судна сейчас эксплуатируются.

Фото: Росатом

***

В 2020 году был введен в строй головной ледокол проекта 22220, класса ЛК-60Я, названный так же, как первый ледокол проекта 10520 — «Арктика». Длина 173 м, ширина 34 м, мощность энергетической установки, состоящей из двух реакторов — 81,5 тыс. л. с. Современные реакторы вдвое легче и дешевле тех, что использовались прежде. Работают без перезарядки до 7 лет.

Ледоколы проекта 22220 имеют переменную осадку. При выходе на глубину специальные емкости внутри заполняются водой и судно погружается. В таком положении проще ломать толстый лед. А когда нужно выйти на мелководье, воду откачивают за борт — и ледокол поднимается. За счет этого ледоколы могут заходить в устья северных рек, так же как специально предназначенные для этого «Таймыр» и «Вайгач».

В 2022 году вступили в строй еще два ледокола этого класса, «Сибирь» и «Урал». Четвертый — «Якутия» — спущен на воду в 2022 году и достраивается на плаву. Планируемая дата сдачи корабля — декабрь 2024 года. Ожидаемый срок эксплуатации 40 лет.

Ледоколы проекта 22220 «Чукотка», «Россия» и «Ленинград» сейчас строятся и по плану должны быть сданы в эксплуатацию в 2026 и 2030 годах.

В настоящее время в акватории Севморпути работают 7 атомных ледоколов.

Все ледоколы базируются в Мурманске, выходят на маршрут по Баренцеву морю. В зависимости от погодных условий, его прокладывают либо через мыс Желания, либо через пролив Карские ворота.

***

Управляется ледокол из ходовой рубки. Она находится на самой верхней палубе, отсюда открывается максимальный обзор. На судах проекта 22220 ходовая рубка занимает всю ширину ледокола—34 метра. С высоты 31,2 м над уровнем моря видимость может достигать 12 миль. При управлении ледоколом стараются найти участки с трещинами или места, где лёд тоньше, чтобы судно, которое взято под проводку, шло быстрее и было в максимальной безопасности.

Есть два метода проводок: лидирование и буксировка. В первом случае ледокол идет перед караваном и прокладывает канал. Во втором судно заводится к специальному кормовому вырезу ледокола, его пришвартовывают, и начинается буксировка.

***

Современный атомный ледокол — это миниатюрный город на 54 человека. В помещениях круглый год поддерживается одна и та же температура. Погода в Арктике может меняться несколько раз в день, ветер на палубе иногда достигает 40 м/с. А внутри ледокола — тишина и комфортные 22°C.

Рубка укомплектована радио- и навигационным оборудованием, на экранах — полная информация о состоянии судна.

Силовая установка, в состав которой входят два реактора тепловой мощностью 175 МВт, расположена в помещении 7 на 7 метров. Сама активная зона — около метра в диаметре. Вода в корпусе реактора нагревается до температуры выше 300°C. Пар попадает в турбину, которая вращает генератор. А когда пар охлаждается — он снова превращается в воду и отправляется обратно в зону нагревания.

На ледоколах есть своя сауна, бассейн, тренажёрный зал, зоны отдыха, конференц-зал, столовая и даже солярий. Солярий необходим, чтобы восполнить нехватку солнца, когда команде приходится несколько месяцев работать в условиях полярной ночи. В медицинском блоке есть собственный стационар и операционная.

***

Ледоколы способны организовать транспортный коридор через 5 морей — от мыса Желания на Новой земле и до мыса Дежнева на Чукотке. Но Восточная часть этого пути (так называемый Восточный сектор СМП, в него входят море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) пока используется редко. В феврале 2022 года впервые в истории навигации ледокол «Арктика» выполнил проводку каравана по Севморпути с востока на запад. Круглогодичная навигация в Восточном секторе Северного морского пути начнется до конца 2024 года.

В 2027 году запланирован выпуск нового флагмана — ледокола «Россия» по проекту 10510 «Лидер» — он будет способен ломать лёд четырёхметровой толщины, а по двухметровому идти со скоростью 15 узлов. Это в два раза сократит время прохождения Севморпути и сделает работу в Восточном секторе обыденной и регулярной.

***

Развитие инфраструктуры и судоходства в Арктике осуществляется по поручению президента России и является одним из ключевых направлений деятельности Госкорпорации «Росатом».

В 2018 году Правительство РФ наделило Росатом полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути. В декабре 2019 года был утвержден План развития инфраструктуры СМП до 2035 года, разработанный Росатомом. В плане предусмотрено строительство терминалов сжиженного природного газа и газового конденсата, завершение строительства нефтеналивного и угольного терминалов, создание перегрузочных и распределительных центров, реконструкция портов. Интенсивность движения будет расти высокими темпами, соответственно, будут строиться новые атомные ледоколы. Инвестиции составят до 2 трлн рублей.

Уже сейчас СМП стал ключевым транспортным коридором перевозки отечественной продукции крупных инвестиционных проектов в Арктике. В прошлом году по нему установлен рекордный грузопоток — 36 млн тонн. В перспективе грузопоток должен превысить 150 млн тонн к 2030 году и более 200 млн тонн к 2035 году.

Важнейшим условием для выполнения поставленный государственных задач, для достижения намеченного объема грузопотока по СМП является четкое и бесперебойное функционирование атомного ледокольного флота. И ФГУП «Атоммаш», предприятие Госкорпорации «Росатом», в ведении которого этот флот находится, к таким вызовам готов.