• 30 сентября 2024 09:00
  • 159
  • Время прочтения: 3 мин

Рецепт ошеломляющего спектакля

Рецепт ошеломляющего спектакля Фото: Русский драматический театр
Рецепт ошеломляющего спектакля: взять талантливую пьесу, добавить честной режиссуры и соединить с отшлифованным актёрским мастерством! «Говорит Москва!» в Русском государственном драматическом театре Удмуртии – это монолог дочери тирана, которая готовит для зрителей настоящий осетинский пирог.

Ритмичный, пульсирующий, строго-красивый текст драматурга Юлии Поспеловой по мотивам мемуаров Светланы Аллилуевой. Детский слог, переходящий в притчевый рефрен. Вы могли не читать «Один год дочери Сталина», не смотреть фильмы о ней, вообще ничего не знать, но после спектакля вы не забудете эту историческую личность.

Метафоричный и крепкий постановочный каркас с тончайшей сеткой нервных акцентов режиссёра Владимира Золотаря. Этот мастер неоднократно одаривал ижевскую публику своими достойным постановками – «Инспектор на десерт», «Ножницы», «Театр». После фееричной и размашистой «Снегурочки» он создал камерный и отточенный моноспектакль.

Фото: Русский драматический театр

Конечно, это не кулинарное шоу в чистом виде. По народному обычаю после похорон нужно что-то постоянно делать руками. Готовить, мыть, убирать. А пока руки заняты – приходят на память без спроса куски прежней жизни. Героиня просеивает муку, разбивает яйца, замешивает тесто, готовит начинку – и всё время говорит. Словно и не с залом, а сама с собой. Вытаскивает из памяти встречи, разговоры и события, развешивает воспоминания в хронологическом порядке. И убрав пирог в духовку, вдруг понимает, как жарко существовать рядом с тираном. Душно от правды. Героиня бьётся во все стены. Закрывает чемодан и припадает к нему, как к крышке гроба. И валится в ноги первому ряду. А потом поднимается. Вытирает слёзы и идёт угощать пирогом.

Фото: Русский драматический театр

Это первая постановка режиссёра для Малой сцены Русского драмтеатра. Она наглядно демонстрирует достоинства этого пространства. Нарочито нагая коробка сцены, где на тёмном кирпичном фоне белеет каждый пожарный щит и каждая дверь. Но уже на десятой минуте в упор их не видишь. Потому что смотришь только на героиню. Только её слышишь. Час и двадцать минут актриса держит внимание зала, ведёт его за собой.

Фото: Русский драматический театр

Екатерина Логинова. Она была Корделией – дочерью шекспировского короля Лира, любящей и изгнанной. Была Анной – дочерью зеллеровского Папы, нервной и бросившей его. И вот теперь она – маленькая хозяйка Большого Папочки. Вырастая, она врастает в обнажающуюся реальность и масштабы происходящего. Слишком медленно и поздно приходит к ней понимание семейной драмы и трагедии всей страны. И только смерть Отца делает Дочь личностью. Зрелая, мощная и одновременно мягкая манера игры актрисы. Потрясающий, то цепкий, то трогательный взгляд – зритель видит крупный план героини на двух боковых экранах. Никакого фальшивого наива, никакой нарочитой истерики. Это та роль, которая фиксирует новый высокий профессиональный статус актрисы Екатерины Логиновой!

Фотографии с премьеры спектакля «Говорит Москва» из архива Русского драматического театра Удмуртии.

Елена Обидина