• 18 сентября 2024 10:00
  • 307
  • Время прочтения: 3 мин

Семья оружейника

Семья оружейника
Папин китель, мамины бусы. Щегольской ящик патефона, грампластинки. Конечно, постановочное фото. Но сколько в нём правды жизни, искренней семейной атмосферы и притушенной, но проступающей любви! На этой фотографии – Степан Яковлевич и Анастасия Васильевна Сухицкие. Они родились в одном селе, поженились двадцатилетними и прожили вместе полвека. В декабре 1948 года приехал к ним в гости друг – заядлый фотограф. От той домашней фотосессии сохранилось три снимка.

Папин китель

Степан Яковлевич Сухицкий родился 24 июля 1917 года в селе Иржавец Иваницкого района Черниговской области в крестьянской семье. После окончания школы-семилетки учился на рабфаке в городе Нежин. В 1935 году поступил в Киевский индустриальный институт на механико-машиностроительный факультет. В 1938 году Сухицкий был переведён в Артиллерийскую академию РККА имени Дзержинского, а после её окончания в 1941 году получил распределение на подмосковный засекреченный Щуровский научно-исследовательский полигон Главного артиллерийского управления. Степан Яковлевич Сухицкий впервые приехал в Ижевск с М.Т. Калашниковым на 4 месяца в 1948-м, чтобы помочь в создании первой партии АК-47 для войсковых испытаний. После того, как автомат был принят на вооружение и на заводе № 74 началась организация массового производства. И Сухицкий был назначен старшим военным представителем Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны СССР над всеми оборонными предприятиями региона. В этой должности он служил до 1972 года. Был отличным организатором, действовал оперативно, мыслил стратегически. Полковник Сухицкий был ключевой фигурой в производстве всех поколений оружия системы АК. Он иногда работал сутки напролёт. Однажды после тяжёлого телефонного разговора «с Москвой» Степан Яковлевич даже упал в обморок. Степень ответственности за принятие персональных решений на Сухицком лежала колоссальная. Но человек он был не сухой, образованнейший, разносторонний, интересный и обаятельный. У него от природы был красивый поставленный голос. Сам, по слуху подбирал мелодии на фортепиано, аккомпанировал жене на гитаре.

А ещё Степан Яковлевич был полиглотом. Украинский язык для него родной, его русский язык был безупречен, польский – выразителен. В институтские годы он освоил европейские языки. Сухицкий легко изъяснялся на испанском и французском, а английский язык знал так, что в своё время его кандидатуру предлагали на должность военного атташе в Лондоне. Будучи столько лет военпредом на оборонном заводе, он, конечно, был «не выездным». Общения с носителями языка тоже был лишён. Но у Степана Яковлевича была выработана своя методика «языковой тренировки»: на работе он читал газеты и специальные промышленные издания, а дома – художественную литературу в подлинниках. В 55 лет Степан Яковлевич Сухицкий вышел в отставку и начал преподавательскую карьеру, возглавил лабораторию автоматических машин на кафедре Стрелкового оружия в Механическом институте.

Мамины бусы

Они поженились в 1939 году. Кадровый военный мог встретить свою невесту в любой точке страны. Но Степан в ранней юности нашёл суженую в родном селе. Анастасия (все близкие звали её Ася) Грищенко была дивчина гарная: статная, пышненькая, заливистая, весёлая. Брови в разлёт, косы густые, очи чёрные. Глаза Асины были особенно хороши! Как в романсе – жгучие, страстные и прекрасные. Она окончила Полтавский педагогический институт, получила диплом преподавателя украинского языка и литературы. Но выйдя замуж за военного, она переезжала за ним туда, где её диплом был не востребован. Ася стала домохозяйкой, «тылом». Опорой мужу в его казённо-кочевой жизни с ненормированными нагрузками и огромной ответственностью.

В 1940-м родилась дочь Люся. Степан Сухицкий тогда учился в Военно-артиллерийской академии. Молодая семья жила на съёмной квартире в отдалённом районе Москвы. Ася, ожидая рождения второго ребёнка, согласилась отправить 10-месячную Люсю к своим родителям в родное село. Планировали – на всё лето, а случилось – на всю войну. Невозможно было в масштабах общей страшной беды ничего узнать о судьбе одной девочки, оставшейся «под немцами». Все четыре года войны Сухицкие не имели никаких сведений о родных и старшей дочке. Степан Яковлевич пропадал на полигоне сутками, выезжал на фронт на испытания оружия. Как же радовались полигонные друзья, когда в 45-м Степан Сухицкий нашёл и привёз домой старшую дочь!

В 1955 году в семье Сухицких родился сын Володя. Степан и Ася словно помолодели при маленьком сыне. Дом Сухицких по-прежнему был гостеприимным и открытым для полигонных друзей, коллег с завода, одноклассников дочерей. Здесь всегда рады были накрыть стол гостю. Анастасия Васильевна удивительно вкусно готовила. А ещё у Сухицких часто бывали домашние концерты. Никто лучше Аси не пел народные песни и томные романсы. Платья у неё всю жизнь были простого фасона, самой шитые. Из украшений – коралловая нитка да пара стеклянных брошек. Но Степан Яковлевич обожал жену и сам много фотографировал её на свой любительский аппарат.

75 лет назад семья Сухицких переехала в Ижевске. У них 4 внуков, 8 правнуков, 5 праправнуков. Сегодня в городе оружейников живут почти все потомки бывшего старшего военпреда минобороны.

Елена Обидина