На участке земли, где были найдены исторические находки, ранее располагались постройки Ижевского завода. Сейчас здесь планируется строительство жилого комплекса, и застройщик, согласно законодательству, обратился к археологам для того, чтобы они расчистили участок и проверили его на предмет культурного наследия.
- В результате археологических работ были обнаружены фаянсовые блюдца, импортное стекло, монета 1757 года, глиняные горшки, ружья с шомполами и многие другие предметы, - рассказал доцент кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии Института истории и социологии УдГУ Александр Митряков.
Кроме исследовательских раскопок в Ижевске, максимальный интерес археологов УдГУ был прикован к спасательным раскопкам в селе Шаркан, где строится центр подготовки лыжников им. Максима Вылегжанина. В августе на место строительства прибыли специалисты и спасли от разрушения обширное место погребения удмуртов, получившее название Шарканский могильник.
Последнее захоронение на территории этого могильника датируется 1838 годом – в том же году в селе Шаркан была построена христианская церковь, рядом с которой и стали хоронить православных жителей. Предполагается, что Шарканский могильник – это уникальное захоронение переходного типа, отразившее в себе как язычество, так и православие.
Само устройство кладбища полностью отвечает православным требованиям, однако в могилах обнаружено много предметов быта и личних вещей погребенных, что характерно для язычества. Кроме того, из 65 человек, обнаруженных в могилах, лишь у 17 были православные крестики. В могилах также обнаружены кожаные сапоги с заупокойными дарами – свертками с монетами, число которых порой доходило до семи.
- Шарканская глина необыкновенно тяжела – она очень вязкая и очень влажная. Но в ней великолепно сохраняется органика. И благодаря ей мы впервые столкнулись с тем, что с умершими шарканцами были погребены их кожаные сапоги, - пояснила доцент кафедры Елизавета Черных.
Специалист добавила, что найденные находки открывают Шаркан, или Лонлэз-Докья, как село называлось раньше, совсем с другой стороны. Это не было «богом забытое место» – его жители были обеспеченными настолько, что могли позволить положить в могилу сапоги из кожи высокого качества и даже деньги.