Подшипники скольжения созданы для уменьшения трения между движущимися частями и широко используются в автомобильной промышленности, авиации, судостроении, в различном промышленном оборудовании. Однако при всей своей простоте и надежности, у подшипников скольжения существует один недостаток – они нормально функционируют только при наличии смазочной плёнки. А при большом давлении, высоких или низких температурах работа подшипников скольжения становится проблематичной.
Новая технология обработки подшипников скольжения позволяет решить проблему зависимости от смазочной плёнки. Разработка учёных представляет особый сплав стали и висмута, полученный после обработки поверхности короткоимпульсным лазером. Стальные диски с легированной висмутом поверхностью показали высокую износостойкость и низкий коэффициент трения. В итоге, новый метод обработки металла позволяет подшипникам скольжения функционировать без смазочной плёнки даже на высоких скоростях до 32 м/с, которые возникают при работе турбин.
В перспективе, новая разработка учёных может быть модифицирована под потребности различных отраслей машиностроения, к тому же данная технология обработки металла отличается экономичностью, простотой и подходит для массового производства.
Новая разработка создана в рамках грантовой программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».