В зоне СВО есть большая потребность в маскировочных сетях. Ими укрывают технику, окопы, штабы, позиции, людей. Сети спасают бойцов от беспилотников-камикадзе и от беспилотников – наводчиков артиллерии.
– Юлия, как давно вы занимаетесь волонтёрской деятельностью? С чего всё началось?
– Если говорить о движении «Крылья ангела», то формально ему только год: наш проект основан 4 декабря 2022-го. Но история вопроса более глубокая и личная. Мы с мужем воспитаны в атмосфере уважения к героическому прошлому нашей страны и её защитникам. Моя семья не дождалась с Великой Отечественной войны четырёх человек – два брата моей бабушки и два брата прадедушки пропали без вести. Сначала бабушка, а затем и я много времени провели в архивах, написали десятки писем. Пока удалось найти место захоронения только одного из моих дедов, Геннадия Александровича Касаткина, – он погиб при освобождении Новороссийска. Но я продолжаю поиски. Бабушка и дедушка мужа, напротив, прошли войну и после помогали стране строить мирную жизнь. Их фронтовая фотография стала символом проекта «История нашей победы» – в этом году открывала выставку в честь 9 Мая на Центральной площади в Ижевске.
Конечно, мы не могли остаться равнодушными к событиям на границе Украины и России, тем более что муж с Донбасса. Его отец, священник, знаком с отцом Валерием – настоятелем Свято-Успенского храма в Мариуполе, который оказался до основания разрушен в ходе боёв за освобождение приграничных территорий. Про эту трагедию рассказывал в своей программе Иван Охлобыстин. Мы же узнали от участников и очевидцев – и очень захотели помочь. Тогда я впервые организовала сбор средств на восстановление храма. На призыв откликнулись петербуржцы, чьи предки воевали в одной дивизии с моим дедом. Эту историю можно считать точкой отсчёта моей волонтёрской работы.
– Как родилась идея плести маскировочные сети?
– С начала СВО я искала любые способы помочь фронту из тыла. Пыталась даже примкнуть к движению «Шьём для наших», хотя шить и вязать не умею. От швей прошлой весной услышала про идею вязать маскировочные сети и поняла: это именно то, что надо – дело, в котором я смогу быть полезной.
Вскоре стало понятно, что организовать его непросто. Сеть – это полотно 3х6 метров. Представьте, какое помещение нужно, чтобы разместить хотя бы раму для натяжения направляющих соответствующего размера. Не говоря уже про материалы (где взять деньги на них?) и рабочие руки (как привлечь?). На то, чтобы вникнуть в тонкости, ушёл месяц. Но в январе 2023-го «Крылья ангела» уже выпустили первую продукцию.
Проблемы были: иногда не было денег на материалы, в мае я осталась без помещения. Но были и помощники. С первых дней «Крылья» поддержал Совет отцов Удмуртской Республики – общественная организация, которой руководит Дмитрий Александрович Чистяков (в тот момент он был заместителем главы администрации нашего города), мэр Ижевска. Именно «Отцы» помогли нам найти союзников в лице муниципалитета, руководства ИжГТУ и лично Александра Викторовича Губерта и в итоге оказали неоценимую помощь с помещением.
– Чего больше в плетении сетей – науки или творчества?
– Боюсь, что творчества здесь мало. Сети – не свитера и не носки. Зато науки предостаточно. В нашем случае волонтёр – антоним понятию «любитель», мы обязаны быть профессионалами своего дела, ведь от качества маскировочных сетей зависят жизни военных.
Перед тем как приступить к работе, я окунулась в изучение теории: буквально не спала ночами. Наизусть выучен учебник «Маскировка» (Воениздат СССР, 1942 год), перечитаны более поздние пособия. Многое для себя открыла – от терминов (пятнистый окрас называется не камуфляжным, а деформирующим) до формул, по которым рассчитывается точный размер пятен на сетке в зависимости от дальности предполагаемого наблюдения.
Мне удалось систематизировать знания, актуализировать старые формулы, интегрировать новые требования к плетению сетей. Добавила советы и выводы из реальной практики. В итоге родилась книга, которая является настольным пособием по созданию маскировочных сетей для каждого, кто хочет включиться в это дело.
– Вы – автор?
– Я – основной автор и автор-составитель. Несколько глав – про узлы и пятна – написаны соавторами. Девочки-администраторы из общероссийской группы волонтёров выступили редакторами. Кроме того, все мы написали приветственные слова для наших читателей. Особо хочу рассказать про участие Дениса Базуева, дизайнера из Санкт-Петербурга. Он не просто создал иллюстрации для книги, а вместе с единомышленником и соавтором Виктором Смирным провёл исследовательскую работу: изучил фотобазу «РИА-Новости», «выжал» оттуда все цвета, характерные для рельефа ЛНР, ДНР, Запорожья, Херсона, и увязал их с цветовой палитрой применяемых материалов. Появилась таблица, регламентирующая цвет и размер пятен на маскировочных сетях для каждой из этих местностей, в зависимости от времени года. Мы её требований жёстко придерживаемся.
«Коллективный опыт» авторов-экспертов в своей области и нестандартные подходы к анализу и подаче материала делают книгу полезной. В ней, к примеру, разобраны ошибки в подборе материала – некоторые комплектующие могут демаскировать сеть ночью, особенно если противник вооружён приборами инфракрасного видения. Приведены шпаргалки для военных с правилами раскладки сети.
Неслучайно книга, особенно её электронная версия, пользуется спросом. По отзывам знаю, что она стала настольным пособием для волонтёров если не всей страны, то половины – точно.
В зоне СВО есть большая потребность в маскировочных сетях. Ими укрывают технику, окопы, штабы, позиции, людей. Сети спасают бойцов от беспилотников-камикадзе и от беспилотников – наводчиков артиллерии.
– Кто они, ваши читатели? Вообще, насколько распространена практика плетения маскировочных сетей в России?
– Распространена и распространяется. В декабре прошлого года «в обойме» было порядка 50 городов России. А к этому лету действовали уже больше 2,5 тысяч точек от Калининграда до Анадыря.
При этом движение помощи фронту растёт не только за счёт расширения географии, но и благодаря активному вовлечению людей в каждом из населённых пунктов. Яркий пример – Ижевск. Здесь при подвижничестве Совета отцов Удмуртской Республики образовательно-патриотический проект «Крылья ангела» зашёл и в школы. В десяти ижевских школах созданы и в пяти из них активно задействованы площадки для создания сетей. В свободное время сюда приходят педагоги, дети, родители. Недавно движение вышло на региональный уровень – к нему подключилась одна из Игринских школ.
– Расскажите о новом Центре помощи участникам СВО, который открылся на территории ИжГТУ имени М. Т. Калашникова в ноябре. В чём ценность именно этого проекта?
– Сначала об очевидном. Наше движение получило просторное, светлое помещение, со специально созданной инфраструктурой для плетения маскировочных сетей. Здесь выделены зоны под создание сетки-основы, рабочая зона для вязальщиц. Оборудовано современное складское помещение, где мы храним материалы для сетей, закупленные на деньги, которые собирают неравнодушные жители Удмуртии. По волонтёрскому проекту и на волонтёрские средства создан, установлен и работает раскроечный станок. Он заменяет ручной труд пяти раскройщиц и кратно повышает нашу производительность.
Сюда ежедневно с 9:00 до 20:00 может прийти любой человек, готовый помочь бойцам. Опыт в плетении сетей не нужен – научат. Необходимо только желание. Это очень ценно.
Но ещё важнее то, что Центр показал: у нас много людей с активной гражданской позицией, наше общество едино и готово ещё теснее сплотиться под эгидой патриотизма. Ведь именно благодаря комплексной поддержке Совета отцов, ИжГТУ, администрации Ижевска «Крылья ангела» из небольшой идеи, из почти частной инициативы вдруг стали центром активности городского масштаба. А ижевчане доказали, что сохраняют историческую память: готовы давать «всё для фронта, всё для победы» и на производстве, и в свободное от работы время, например, в таких волонтёрских проектах, как наш.
– Как много людей вовлечено в движение «Крылья ангела» в Ижевске?
– Пока около 30: это и ветераны ИжГТУ, и ребята из студотряда, и просто неравнодушные люди, причём не только женщины. С нами уже давно сотрудничает Лев Иванович, которого мы уважительно называем «гуру узелков». Увлечённый рыбак, он приходит к нам как на работу и применяет свои навыки создания рыболовных «гаджетов»: молча и очень старательно выполняет самую кропотливую и трудоёмкую работу – укрепляет шнуром края сетеполотна.
– А «Купол»? Насколько наши работники проявляют активность?
– Я работаю на «Куполе» недавно, на заводе меня ещё не знают. Но без всякой рекламы, просто по зову сердца к нам приходит работница из экспериментального цеха. А ещё моя правая рука и помощница в «Крыльях ангела» – Светлана Кузьминых из Центра гарантийного и сервисного обслуживания. Думаю, скоро коллег в наших рядах станет больше.
– Юлия, не могу завершить разговор, не поинтересовавшись, что это за нашивка на рукаве вашей рубашки? Кто придумал формулировку «Защитница защитников»?
– В центре эмблемы буква R – первая буква моего позывного «Ракша». Если помните, так звали волчицу, воспитавшую Маугли. Семь лет назад, ещё до начала всех событий, позывной был призван выделять меня из сотен Кузнецовых в соцсетях и отдавать дань уважения моему любимому дикому животному – волку.
Потом оказалось, что этимологически имя восходит к древнеиндийскому слову «защищать». А «защитницей защитников» меня назвали в этом году, поздравив 23 февраля с праздником. Слова и сама идея показались мне правильными. Ведь наши маскировочные сети, выполненные с теплом и заботой, защищают бойцов, как крылья ангелов. И все, кто с нами, – они защитники или защитницы.
Логическим продолжением этой истории, полной «неслучайных случайностей», является тот факт, что я нашла работу на «Куполе». Этот завод создаёт надёжную технику, оберегающую наше мирное небо, и является защитником защитников.
Объявление
Каждый может стать участником движения тылового фронта «Крылья ангела» и помочь солдатам на передовой. Вас ждут ежедневно с 9:00 до 20:00 в Центре помощи участникам СВО по адресу: Ижевск, ул. Песочная, 38 (одноэтажный пристрой к общежитию № 5 ИжГТУ). Контактные лица: Арманшин Салават Кадимович, руководитель Центра помощи СВО при ИжГТУ имени М. Т. Калашникова (+7-912-464-38-67); Кузнецова Юлия Алексеевна, инициатор движения тылового фронта «Крылья ангела» (+7-912-026-02-60).