Пётр Иванович Шувалов.
Прорубив «окно в Европу», Россия стала одним из участников европейской промышленной революции. Разворачивавшееся в Англии производство ткацких станков, прядильных и паровых машин требовало металла в невиданных доселе объёмах. И дать его могла именно Россия.
В 1716 г. Англия купила первую партию русского железа – 2 200 пудов.
В 1732 г. – почти в 100 раз больше. А во второй половине XVIII в. Россия стала для Англии основным поставщиком чугуна и стали.
С 1759 г. в этот нарастающий «железный поток» влилось и воткинское железо.
Возник Воткинский завод по инициативе графа Петра Ивановича Шувалова, хорошо знавшего экономическую конъюнктуру: внутренний и внешний спрос на чугун, железо и сталь рос, как на дрожжах.
Пётр Иванович Шувалов.
Ещё в мае 1754 года своим Указом императрица Елизавета Петровна отдала «надёжной персоне» – «генерал-адъютанту, действительному камергеру, лейб-компании подпоручику и кавалеру графу Петру Ивановичу Шувалову» Гороблагодатские заводы. Условий было два: в течение 10 лет граф должен вернуть казне стоимость этих заводов и в течение 5 лет удвоить производство железа.
В 1757-м Шувалов основал Серебрянский завод. А в 1758-м строитель Серебрянского завода премьер-майор Алексей Степанович Москвин и около сотни мастеровых Гороблагодатских заводов прибыли на р. Вотку. Начать строительство завода пришлось с возведения самой большой на Урале земляной плотины.
Алексей Степанович Москвин (1726 – 1779) – русский горный инженер. Вошёл в историю как строитель Воткинского (1759) и Ижевского (1760) железоделательных заводов.
4 октября (21 сентября по старому стилю) 1759 года в действие было пущено 2 первых кричных молота. И уже за первый год Воткинский завод изготовил 76 тысяч 617 пудов железа, себестоимость которого составила 30 копеек за пуд. Продавалось оно по 64 копейки. Таким образом, Шувалов получил с завода 23 тысячи рублей чистой прибыли, потратив на его постройку 23 тысячи 725 рублей.
Кричный молот.
Тем не менее, после смерти Шувалова его общий долг государственной казне составил 680 тысяч 420 рублей. И по указу Екатерины II от 25 ноября 1763 года все шуваловские заводы были взяты за долги в казну. С тех пор Воткинский завод стал казённым предприятием.
В 1765 году воткинские мастера выполнили первый «государственный заказ» – партию листов из белой жести для крыш царскосельских дворцов. Только по этому заказу было поставлено в Петербург листового железа около 13 тысяч квадратных аршин (более 6000 квадратных метров).
Продукция Воткинского завода имела огромное экономическое и политическое значение. Судите сами: русский металл помог Российской империи осуществить огромное по тому времени строительство новых промышленных предприятий, которых к концу XVIII века было уже свыше 3 тысяч, не считая горных заводов.
Русский металл обеспечил создание, вооружение и развитие военно-морского и торгового флотов на Балтийском, Черном, Белом и Каспийском морях.
Русский металл помог построить крепости на западных границах страны, создать многие тысячи километров укреплённых линий, опоясавших южные и восточные рубежи державы.
Русский металл звенел при ударах штыка и выстрелах ружей и пушек, при бортовых залпах кораблей, при разрывах бомб и брандскугелей в те дни, когда армию и флот водили к победам Румянцев, Суворов и Ушаков.
Русский металл воплотил в жизнь слова Петра Великого: «Если слова не сильны о мире, орудия сии напомнят неприятелю, что мир делать пора».
Эпоха сменяет эпоху, приходят новые люди, но и сегодня за поколениями заводчан остаётся слава мастеров, способных выполнить любой заказ и не раз повторить подвиг служения Отечеству.