Вообще-то, впервые к сооружению БАМа приступили еще 13 апреля 1932 года, и к началу Великой Отечественной значительная часть этой магистрали была уже готова. Однако, в 1942-м рельсы оттуда были сняты и направлены на восточный берег Волги для создания так называемой Волжской рокады, жизненно необходимой для обороны Сталинграда.
Когда в 1974-м БАМ объявили «Стройкой века», первыми сюда пришли лесорубы - им пришлось пилить и корчевать огромные деревья, которые за 40 лет выросли там, где когда-то уже были проложены железнодорожные пути.
Каждый год со всей страны на БАМ ехали десятки тысяч молодых людей - во время расцвета строительства магистрали здесь жили ни много ни мало полтора миллиона человек! Между тем, работать им всем приходилось в тяжелейших условиях - пятидесятиградусных зимних морозов и вечной мерзлоты. В ходе сооружения БАМа строители уложили пять тысяч километров основных и вспомогательных путей, возвели более четырех тысяч мостов, построили 60 городов, поселков и железнодорожных станций, а в них - тысячи жилых домов, школ, больниц, детских садов и яслей.
В общей сложности, на сооружение Байкало-Амурской магистрали было потрачено почти 18 миллиардов полновесных советских рублей. По курсу того времени – это 25 миллиардов долларов. В наше время и та, и другая сумма оценивается по разным методикам пересчета экивалента примерно в 10-20 триллионов рублей нышешних российских!
К слову, почти ровно столько же (17,7 миллиардов советских рублей) стоила Советскому Союзу 10-летняя война в Афганистане, которая помимо значительных человеческих жертв, привела лишь к резкой дестабилизации обстановки. И не только в этой многострадальной стране, но и в ряде пограничных государств…
Формально строительство БАМа завершилось 27 октября 1984-го, когда по магистрали прошел первый поезд. А реально, то это произошло лишь 5 декабря 2003 года, когда был пущен в строй 15-километровый Северомуйский тоннель. По протяжённости является самым длинным железнодорожным тоннелем в России 15 343 метра.