Начать хотелось бы с того, что в адрес судовладельца часто звучат обвинения в нарушении нормы установки спасательных шлюпок. Однако, такие обвинения необоснованны! Дело в том, что количество шлюпок в то время определялось вовсе не общим числом людей на борту, а… объемом судна! По этой причине, на борту «Титаника» по нормам должно было быть 20 шлюпок, тогда как владельцы установили целых 24.
На борту «Титаника» насчитывалось 16 шестивёсельных деревянных шлюпок (14 из них могли взять на борт по 65 человек каждая) и 4 четырёхвёсельные складные шлюпки с деревянным днищем и парусиновыми бортами на 47 человек каждая. Кроме того, имелось 4 вываленныех за борт «дежурных» шлюпок вместимостью по 40 человек каждая.
Таким образом, на лайнере в наличии были средства спасения на 1178 мест, в то время, как пароход был рассчитан на максимальныю загрузку в 2556 пассажиров и 908 членов экипажа!
Как известно, в ту страшную ночь на корабле, который создатели самонадеянно назвали «непотопляемым», находилось гораздо меньше людей - 2207 (1316 пассажиров и 891 член экипажа), а все 24 шлюпки этого лайнера были рассчитаны лишь для половины этого числа. Однако, даже такое количество людей не было спасено. Согласно официальным данным, на месте катастрофы было подобрано лишь 705 человек, остальные 1502 человека утонули.
Само собой, после гибели «Титаника» была законодательно установлена норма о том, что каждый человек на борту пассажирского судна должен иметь гарантированное место в спасательной шлюпке…
А теперь расскажем не о надуманных, а о реальных промахах команды «Титаника».
Первое. Накануне вечером радист принял, а капитан проигнорировал сообщения от пяти кораблей о появлении айсбергов в этом районе океана. Эдвард Смит не снизил скорость движения, а потому «Титаник» въехал в айсберг на полному ходу - 42 километра в час!
Второе. Дежурившие на наблюдательном пункте вахтенные матросы заметили ледовую гору слишком поздно т.к. у них не было биноклей. По одной версии их раздали пассажирам из кают I класса, чтобы те могли наслаждаться красотами заходящего солнца. По другой, - ключ от сейфа с биноклями вообще забыли на суше!
Третье. После столкновения с айсбергом на борту почему-то не оказалось сигнальных ракет красного цвета. Со стоявшего неподалеку судна «Калифорниен» видели многочисленные запуски белых ракет, однако, это вовсе не являлось сигналом тревоги (радист этого корабля в это время спал и не мог принять сигнал «SOS»).
Четвертое. Наконец, весьма многочленный экипаж «Титаника» (а это почти 900 человек!) будто бы впал в полный ступор и даже не предпринял попыток спасти тонущий лайнер. По крайней мере, нет никаких данных о действиях команды, направленных на то, чтобы заткнуть течь, образовавшуюся в правом борту корабля…
К сожалению, кинематограф представил дело так, будто «Титаник» был обречен на гибель спустя уже два-три часа после получения «фатальных повреждений». На самом же деле, эта история вошла во все учебники по мореплаванию как случай гибели судна, которое не должно было затонуть ТАК БЫСТРО, если бы экипаж хоть как-нибудь помог ему в противостоянии океану. В специальной литературе (в частности, журнал «Судостроение» 1992, № 7) приводится четыре способа противодействия перекосу судна (дифференту) на нос. Все они по отдельности или в комбинации друг с другом могли если не предотвратить, то существенно замедлить гибель лайнера до прихода спешивших на помощь судов!
Самый радикальный из предложенных способов такой: Команде «Титаника» следовало немедленно затопить несколько кормовых отсеков, для чего имелись технические возможности (в частности, мощная система пожаротушения). Кроме того, дифферент можно было уменьшить путем переноса тяжестей с носа на корму, немедленное задраивание вентиляционных отверстий (воздухозаборников) и иные меры. Но, повторяем, из имеющегося арсенала средств команда «Титаника» не сделала НИЧЕГО!
Если бы корабль принял горизонтальное положение, это могло остановить (либо существенно замедлить) переток воды из отсека в отсек над водонепроницаемыми переборками в носовой части. К слову, к моменту этой катастрофы русские моряки уже применяли такой способ борьбы за живучесть судна - еще в 1905 году они сумели сохранить на плаву крейсер «Орёл», который получил сходные повреждения с «Титаником».
Напомним, по случаю очередной годовщины нелепой гибели «непотопляемого» лайнера «Титаник» Деловой квадрат рассказал о пяти наиболее трагических крушениях советских и российских пароходов. Любопытно, что четыре из пяти этих судов по разным причинам меняли своё название. А это является очень нехорошей приметой у моряков, сродни неразбившейся бутылке шампанского при спуске корабля на воду…