Если быть более точным, то предвестником «Аэрофлота» было акционерное общество «Добролёт», которое выполняло внутренние пассажирские рейсы. На её первой линии «Москва - Нижний Новгород» использовали машину «Юнкерс-13», которой дали собственное имя - «Промбанк» (это был основной акционер компании). По этой трассе длиной 420 км самолёт летал только днём и исключительно над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
Что касается международных авиаперевозок, их осуществляло совместное предприятие «Дерулюфт» (это сокращение немецкой фразы «Немецко-русский воздушный транспорт»). Все рейсы этой компании в Кёнигсебрг, а затем в Берлин, Таллин и Ригу выполнялись на самолётах лишь двух типов. По совпадениям, которые то и дело случаются жизни, этими машинам стали детища заклятых конкурентов - голландские «Фоккер-3» и немецкие «Юнкерс-13».
В ноябре 1931 года в Москве на Центральном аэродроме имени Фрунзе (бывший аэродром имени Л.Д. Троцкого на Ходынское поле) открыли первый в СССР аэровокзал. А спустя полгода появился известный каждому читателю «Аэрофлот». На пике дружбы с Германией названием для этой компании сделали полную кальку немецкого бренда «Люфтганза» т.е. «Воздушный флот». Основу этого флота по-прежнему составляли зарубежные машины.
В период между двумя мировыми войнами в Советском Союзе, конечно же, пытались выпускать собственные пассажирские самолёты. Однако, то в то время в США и Германии их строили тысячами, а СССР создавал их только малыми сериями. К сожалению, в описываемый период разработка советского пассажирского лайнера зашла в тупик.
В 1930-х для выхода из Великой депрессии американцам пришлось пойти на тесное экономическое сотрудничество с СССР. В 1935 году наша страна приобрела у США лицензию на выпуск пассажирского самолёта «Дуглас» DC-3. Более 15 лет его производили в Москве, Казани, Комсомольске-на-Амуре и Ташкенте, выпустив в общей сложности почти 5 тысяч таких машин. В довоенном СССР именно она стала основным пассажирским лайнером. Сначала его выпускали на столичном заводе №84 под названием ПС-84, но в историю он вошёл под именем Ли-2. В 1942 году копию американского самолета назвали в память о Борисе Лисунове - главном инженере авиазавода в Ташкенте, куда в годы войны эвакуировали предприятие из Москвы.
От Второй мировой войны авиаторам и пассажирам достались новые взлётно-посадочные полосы и самое современное на тот момент радарное оборудование. Именно так возникли новые гражданские аэропорты многих крупных городов мира. Например, от Люфтваффе сохранился новый аэродром Кёнигсберга/Калининграда («Храброво») и многие другие. От ВВС Красной Армии готовую авиационную инфраструктуру получили города Новосибирск («Толмачёво»), Петропавловск-Камчатский («Елизово»), и даже наш родной Ижевск (речь о старом аэропорте в районе «Радиотехники»).
Но главный итог послевоенной эпохи – это, конечно же, появление доселе невиданных гораздо более вместительных и скоростных самолётов, созданных на базе самых лучших военных машин. Это позволяло конструкторам создавать для «Аэрофлота» самые настоящие шедевры. Например, построенный на основе бомбардировщика Ту-16, пассажирский лайнер Ту-104 имел просто фантастические для того времени характеристики. По сравнению с ПС-84 (он же Ли-2) его скорость была в три раза выше, а салон вмещал в четыре раза больше пассажиров!
Любопытно, что в СССР повсеместно можно было увидеть рекламу «Летайте самолетами Аэрофлота!» При том, что никаких иных авиакомпаний в нашей стране не было и в помине…
С началом пилотируемой космонавтики, открытой Советским Союзом 12 апреля 1961 года, человечество обрело и новую мечту. Ею стала идея о создании сверхзвуковых пассажирских самолётов. Отдельный рассказ «Делового квадрата» на эту тему выложен ЗДЕСЬ.
Параллельно с созданием советского суперсоника велась работа по увеличению скорости, вместимости и дальности обычных (дозвуковых) машин. История появления легендарного лайнера Ил-62 вы найдете ЗДЕСЬ.
Но бурное развитие реактивной авиации вовсе не означало отказа от постройки турбовинтовых самолетов. Вплоть до начала 1980-х годов основную часть пассажирских перевозок на линиях «Аэрофлота» осуществляли двухмоторные Ан-24 и четырёхмоторные Ил-18. К слову, последний отличался очень комфортабельным салоном. Материал о флагмане советских авиалиний – самолете Ил-18 читайте ЗДЕСЬ.
К сожалению, с распадом СССР закончился и «золотой век» советской авиации. На смену отечественным машинам на наши авиалинии пришли американские «Боинги» и англо-французские «Эйрбасы». Как говорится, из песни слов не выкинешь: Всё вернулось на круги своя: В далеком 1923 году «Аэрофлот» начинал летать на иностранных машинах и вот теперь, спустя сто лет, делает практически то же самое…