Ранним утром 12 апреля 1961 года, облаченный в скафандр Юрий Гагарин, расписался на двери гостиничного номера на Байконуре, что стало ритуалом для всех последующих советских космонавтов перед полётом на орбиту. Затем Юрий Алексеевич сел в приготовленный для него бело-голубой автобус ЛАЗ-695Б «Львiв», на котором поехал к стоявшему на старте «Востоку-1». По дороге, то есть за несколько минут до посадки в кабину корабля, первый космонавт планеты справил кое-какую нужду на колесо автобуса (других мест для этой цели, на стартовом комплексе тогда не было). Поэтому до сих пор все наши космонавты-мужчины просят водителя остановить на полдороги автобус, выходят из него и увлажняют переднее правое колесо – и это тоже является незыблемым ритуалом!
В 9:07 по московскому времени 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым из людей преодолел земное притяжение, произнеся свое всемирно знаменитое «Поехали!». Говорить так вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю!» при взлёте любил инструктор первого отряда космонавтов Марк Галлай. Дело в том, что фраза «Экипаж, взлетаю!» звучит ненатурально из уст лётчика, который садится в одноместную машину и перед взлётом адресует её к «экипажу» из …одного человека. Именно с подачи Марка Галлая слово «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажёре-имитаторе космического корабля «Восток».
Узнав из сообщения ТАСС о новом героическом достижении СССР, сотни тысяч советских граждан сами по зову сердца вышли на улицы городов нашей страны с самодельными плакатами «КОСМОС НАШ!». А в США, которые были и остаются нашим извечном конкурентом по освоению космоса, вновь воцарилось траурное настроение. Сильно забегая вперед, отметим, что американцы совершили первый пилотируемый орбитальный полет лишь 20 февраля 1962 года. Там эту пощечину так и не простили. В США тоже отмечают День космонавтики и тоже 12 апреля. Но они эту дату связывают вовсе не с полетом… Юрия Гагарина. Дело в том, что по весьма «странному совпадению» 12 апреля 1981 года был запущен космический челнок «Колумбия» - первый американский корабль многоразового использования по программе «Спейс-Шаттл»...
К сожалению, сегодня можно нередко услышать о том, что Юрий Алексеевич якобы не сделал ничего героического - мол, его миссию вполне мог выполнить любой здоровый человек. Но так ли это на самом деле? Достаточно вспомнить о том, как в течение целых шести минут во время полета Гагарин направлял забарахливший дыхательный клапан. Или о том, как после катапультирования космонавта из спускаемого аппарата сработали не один, а оба парашюта – основной и запасной и парашюты могли скрутиться друг с другом. И все-таки из обеих смертельно опасных аварийных ситуаций Юрий Алексеевич вышел победителем!
Но первый космонавт планеты вовсе не хотел почивать на лаврах и продолжал искать новые дороги в неизведанное. Во второй половине 1960-х годов он активно готовился к полетам на кораблях серии «Союз» и даже был утвержден дублером Владимира Комарова, который трагически погиб при приземлении «Союза-1». Чтобы поддерживать себя в отличной физической форме, Гагарин постоянно тренировался, в том числе, испытывал свой организм огромными перегрузками в полетах на «МиГах». Именно для этого 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич поехал на аэродром «Чкаловский» и сел в кабину реактивного истребителя…
Тогда, в 1968-м, самому первому космонавту планеты Земля было всего лишь 34 года. Таким он навсегда останется в нашей памяти. А в 1971 году на первом новогоднем телефестивале «Песня года» впервые прозвучала песня композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова, в которой есть такие строки:
Знаете, каким он парнем был,
Как на лёд он с клюшкой выходил.
Как он песни пел, весел был и смел,
Как азартно жить хотел.
Он сказал: «Поехали!», он взмахнул рукой,
Cловно вдоль по Питерской, Питерской
Пронёсся над Землёй.
Знаете, каким он парнем был,
Нет не БЫЛ, ведь смерть он победил.
Слышишь дальний гром, видишь, это он
Вновь идёт на космодром.
Говорит: «Поехали!» и живой звездой
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Несётся над Землёй!