Первый в истории космический полет буквально всколыхнул плавное течение жизни всего человечества. Но и в судьбе молодого человека тоже наступил крутой перелом. Всего за год после полёта в космос Гагарину присвоили звания Героев четырёх государств, вручили высшие награды двух десятков стран мира, сделали лауреатом огромного числа престижных премий, назвали почётным гражданином семи городов СССР, а также девяти городов зарубежья и т.д. и т.п.
Но за всем этим почётом и уважением стояла огромная трагедия человека, рождённого летать, но при этом, стремительно теряющего свои профессиональные навыки из-за запрета совершать самостоятельные полёты - особенно строгим этот запрет стал после гибели американских астронавтов Гриссома, Уайта и Чафии в январе 1967-го. «Нарыв» лопнул 15 ноября, когда американцы, снимавшие фильм «Советы в космосе» спросили, почему лётчика-аса Гагарина допускают лишь к полётам на учебно-тренировочных самолётах в паре с инструктором. Конечно, Юрий Алексеевич поступил невежливо: Не зная, что ответить, он молча развернулся, сел в машину и уехал. На другой день он сказал начальнику Центра подготовки космонавтов генерал-майору Кузнецову: «Прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня в полёты вместе со всеми. А подлётывать от случая к случаю, как вчера, не хочу!…»
Гагарин не был бы Гагариным, если бы не сумел всё-таки добиться своего. Поэтому утром 27 марта 1968 года он отправился на один из подмосковных аэродромов, чтобы сначала слетать под руководством инструктора на учебном МиГ-15, а потом совершить самостоятельный полёт на МиГ-17.
Несмотря на то, что за первым космонавтом была закреплена персональная машина с личным шофёром, он отправился как все – то есть на служебном автобусе. Не успел автобус отъехать от городка, Гагарин попросил водителя остановиться, мол, забыл пропуск на аэродром. Сослуживцы взмолились: «Какой ещё пропуск? Тебя же весь мир в лицо знает!» Но он всё-таки вернулся за пропуском т.к. не хотел ничем подчеркивать свою исключительность.
На аэродроме уже была приготовлена так называемая «спарка» - двухместный учебно-тренировочный МиГ-15. Инструктором для изрядно утратившего лётные навыки Гагарина был назначен сам командир учебного полка Центра подготовки космонавтов полковник Владимир Серёгин.
Истребитель с бортовым номером 625 оторвался от бетонки аэродрома ровно в 10 часов 19 минут. В воздухе Гагарину предстояло взять управление на себя и выполнить несколько упражнений: виражи с креном, пикирование, боевые развороты и т.д. За время этого короткого полёта лётчики успели дважды связаться с землей и оба раза получили «добро» на продолжение программы. Затем связь со «спаркой» пропала. Руководитель полётов приказал всем, кто находится в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Но лишь на пятом часу поисков лётчик Коротков с одного из поднятых по тревоге вертолётов сообщил: «Вижу воронку южнее села Новосёлово». Именно этот населенный пункт стал тем самым местом, где космонавт № 1 последний раз в своей жизни соприкоснулся с планетой Земля.
Истребитель, пилотируемый Юрием Гагариным, упал в красивом сосновом лесу, почти не поломав деревьев – настолько велик был угол пикирования. Удар о землю был так силён, что некоторые детали самолета вошли в землю на глубину около восьми метров, а от тел самих лётчиков остались лишь небольшие фрагменты.
Истинные причины этой катастрофы так и неизвестны – существует не менее десятка версий произошедшего, но ни одна из них не даёт полной картины произошедшей в тот день трагедии. Поскольку на разбившемся МиГе не было так называемого «чёрного ящика», параметры последних мгновений полёта определялись экспертами по стрелкам, которые намертво впечатались в приборы при ударе машины о землю. И даже точное время удара о землю – 10 часов 30 минут 30 секунд было установлено по замершим стрелкам наручных часов.
Тогда, в 1968-м, когда урна с прахом первого космонавта появилась в Кремлевской стене, ему было всего лишь 34 года. Точно в таком же возрасте ушли из жизни всемирно известные лётчики Валерий Чкалов и Григорий Бахчиванджи. С испытателем первого советского реактивного самолёта Гагарин разделил не только профессию и возраст, но даже и дату смерти - 27 марта…
К сожалению, мы незаслуженно мало говорим о втором герое данной истории. Между тем, 45-летний Герой Советского Союза Владимир Серёгин был опытнейшим пилотом-инструктором. До прихода в Центр подготовки космонавтов ВВС именно он являлся ведущим лётчиком-испытателем самолета МиГ-15. При совершении испытательных полётов он многократно попадал в сложные ситуации, но каждый раз справлялся с поставленной задачей. С марта 1967 года Владимир Сергеевич был командиром полка, занимавшегося летной тренировкой космонавтов. Урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.