В ходе этой реформы из денежного обращения были изъяты все низкопробные и обрезанные монеты. Тогда же в Московии начали чеканить серебряную монету в две деньги, на обороте которой был изображен копейщик (воин с копьём). Со временем монета получила прозвище «копейка», которое впоследствии станет официальным. Однако, в XVI–XVII веках ее называли вовсе не «копейкой», а «новгородкой» т.к. по массе она равнялась одной новгородской деньге. На Руси копейку очень почитали и даже сложили про нее пословицы поговорки: «Копейка рубль бережет!», «Копеечка к копеечке» и т.д.
К слову, в то же время также чеканились московские деньги с изображением всадника с саблей – их прозвали словом «сабляницы». В XVII веке была неудачная попытка выпуска медных копеек, равных по курсу серебряным, но она вызвала так называемый «Медный бунт». Только при Петре I медная копейка прочно вошла в российскую денежную систему.
Советские монеты-копейки чеканки 1926-1991 годов обладали целым рядом уникальных свойств. Во-первых, медную мелочь от 1 до 5 копеек кассирам вовсе не нужно было пересчитывать вручную – достаточно было ее …взвесить. Их номиналы соответствовали массе в граммах (например, 917 граммов медяков составляли 9 рублей 17 копеек). А во-вторых монетная система СССР позволяла обходиться без всевозможных жетонов – в автоматы различных типов достаточно было бросить нужную монетку. Копейки принимали автоматы по продаже газет, газированной воды, телефонные аппараты (таксофоны), а также турникеты в метро. А когда в апреле 1970 года в СССР по итальянской лицензии начали выпускать автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101, в народе его тотчас окрестили «копейкой» - это прозвище приклеилось к малолитражке благодаря единичке на конце ее заводского индекса. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем вам, конечно же, 19 апреля…