Как известно, во второй половине 1980-х годов изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками. В результате, к 1990 году практически все союзные республики (включая Россию!) приняли декларации о государственном суверенитете.
По информации портала, помимо установления приоритета республиканских законов над союзными, республики начали осуществлять попытки осуществления и укрепления самостоятельной экономической деятельности и отказываться платить налоги в союзный бюджет. Закономерным следствием такой политики республиканских властей стал разрыв экономических связей между регионами и республиками. Остро встал вопрос подписания нового союзного договора с учётом текущей политической и экономической конъюнктуры.
24 декабря 1990 года депутаты IV съезда народных депутатов СССР проголосовали за сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик с обеспечением в полной мере прав и свобод человека вне зависимости от его национальной принадлежности. Верховному Совету СССР поручалось определить дату проведения референдума и обеспечить его проведение. На тот момент 3 прибалтийские республики и Армения уже заявили о своём выходе из состава СССР, что указывало на глубокий политический кризис в Союзе. Эти республики отказались от участия в референдуме. К ним примкнули Молдавия и Грузия.
Формулировка вопроса, вынесенного на референдум, была следующей: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Вариантов ответа было два: «Да» и «Нет».
Такая формулировка вопроса могла трактоваться двояко. Для избирателей оставался нераскрытым вопрос, связанный с тем, что подразумевалось под федерацией и под равноправными суверенными республиками. Таким образом, для большинства граждан, явившихся на избирательные участки 17 марта 1991 года, вопрос воспринимался однозначно: «За сохранение СССР или против», тогда как формулировка была более тонкой и требовала разъяснений. В ряде республик вопрос вообще был переформулирован. Так, в Казахской ССР он звучал следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?».
В России одновременно проводился и референдум республиканский по вопросу введения поста Президента РСФСР. В Украинской ССР в бюллетень был включён дополнительный вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?».
В референдуме приняло участие около 80% от общего числа избирателей. При этом утвердительно ответили на вопрос о сохранении СССР 77%, а более 22% – отрицательно.
Весной-летом 1991 года был разработан проект заключения нового союзного договора (Договор о федерации Союза Суверенных Республик). Была определена и дата его подписания – 20 августа. По сути, новый договор не сохранял СССР в прежнем облике (политическом и экономическом), однако, для большинства граждан это оставалось непонятным.
События августа 1991 года, вошедшие в историю СССР как августовский путч и связанные с попыткой ГКЧП отменить подписание нового союзного договора, как разрушающего СССР в существующем виде, «поставили крест» на новом договоре. А 8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, по итогам которого Советский Союз прекратил своё существование.