Будущий знаменитый советский летчик-ас поступил добровольцем в Красную Армию в 1932 году. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил 22 июня в должности заместителя командира эскадрильи. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский легкий бомбардировщик Су-2 - при этом штурман «сушки» погиб.
В бою 26 июня 1941 года Покрышкин одержал свою первую победу, сбив истребитель «Мессершмитт-109». Одержав 3 июля еще одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боев, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ…
Начиная с 1943 года Александр Иванович воевал на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра». Со временем за ним закрепился бортовой номер «13», который стал поистине счастливым для пилота. Летая на нем, Покрышкин сбил 17 немецких самолетов, а за все годы войны довел свой боевой счет до 59. За этот подвиг 19 августа 1944 года Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза. В СССР такой чести удостоились лишь несколько человек: Георгий Жуков, Иван Кожедуб, Семен Буденный и Леонид Брежнев (у последнего было целых четыре Золотые звезды и одна - Героя соцтруда). К слову, в 1945 году за 57 воздушных побед к третьей звезде Героя был представлен еще один летчик - Николай Гулаев. Однако, из-за драки, устроенной в одном из московских ресторанов накануне вручения награды, соответствующий Указ был отменен.
В январе победного 1945-го 9-я истребительная авиационная дивизия Первого Украинского фронта под командованием полковника Покрышкина пересекла польско-германскую границу и расположилась на специально подготовленной грунтовой посадочной площадке, поскольку по мере отступления гитлеровские войска уничтожали собственные аэродромы. С приближением весны земля все больше оттаивала, что сильно осложняло взлет и посадку самолетов. В этой ситуации А.И. Покрышкин принял решение организовать аэродром на автостраде с твердым покрытием. Его подчиненные первыми в мире в авиационной практике массово использовали шоссейную дорогу для взлета и посадки. Первое испытание необычного аэродрома комдив Покрышкин произвел лично.
В 1948 году Александр Иванович окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. После войны Покрышкин вызвал своим независимым характером раздражение Василия Сталина, тогда командовавшего ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года, и далее служил не в ВВС, а в авиации противовоздушной обороны (ПВО). В 1968 году стал заместителем Главнокомандующего Войсками ПВО СССР. Написал несколько книг мемуарного жанра о Великой Отечественной войне, за что был принят в Союз писателей СССР.
Маршал авиации А.И. Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.