История этого балета восходит к 1871 году, когда семья сестры композитора Александры Давыдовой с активным участием самого Чайковского осуществила в имении Каменка любительскую постановку именно на этот сюжет. Пётр Ильич выступал в роли режиссёра-постановщика и балетмейстера. Его младший брат Модест танцевал Принца, а старшая и любимая племянница Татьяна исполняла роль Одетты.
По информации портала, премьера единственной прижизненной постановки великого уроженца Удмуртии успеха не имела. Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая, в конечном счете, и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой.
Лишь спустя 18 лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен всего мира.
Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», кроме крайне модернистских. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире простого повторения отдельных ее элементов. В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту Чайковского.
К сожалению, в театральный обиход прочно вошли свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки Чайковского. На сегодня из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.
Остается лишь добавить, что для жителей бывшего СССР балет имеет довольно зловещее значение, поскольку в дни августовского путча ГКЧП в 1991 году все телевизионные каналы страны показывали именно его…