Начнем с того, что строительство этой 146-километровой железнодорожной магистрали началось в самый сложный период Великой Отечественной войны, а именно в январе 1942 года. Именно ей предстояло кратчайшим путем соединить друг с другом магистрали «Киров – Пермь» и «Казань–Свердловск», то есть Северный и Южный ходы Транссиба.
Для выполнения основного объёма земляных работ Удмуртский обком ВКП(б) мобилизовал на строительство 12 тысяч пеших и 4 тысячи конных колхозников из 29 районов Удмуртии (всего в то время в республике было не 25 районов как сейчас, а 37). Каждый район получил определённое задание: участок строительства на трассе, объём работ и количество людей, которые должны были прибыть на стройку. Отголоском этих индивидуальных заданий стали Шарканская, Балезинская и Кулигинская выемки – был в то время и такой район в нашей республике.
Летом 1942 года, в период наибольшего развертывания строительства на дороге «Ижевск–Балезино» ежедневно трудились более 30 тыс. человек. Земляные работы и искусственные сооружения сразу по всей линии были закончены в том же 1942 году. Затем одновременно с двух сторон, с юга и севера, началась укладка шпал и рельсов.
Ровно 80 лет назад, в первых числах марта 1943 года (точная дата неизвестна) по новой дороге открыли рабочее движение. Создание этой дороги, которая пересекла всю Удмуртию с юга на север, улучшило снабжение фронта боевой техникой, материалами и продовольствием. Только в 1943-1944 годах по линии «Ижевск-Белезино» перевезли более 1,6 млн тонн различных грузов, главными из которых явились строевая древесина для авиазаводов и шахт, а также топливо для оборонных предприятий.