Начнем с того, что в своем послании, озвученном 21 февраля, Президент РФ заявил, что СВО - это данность нашего существования, а вовсе не что-то из ряда вон выходящее.
- Мы шаг за шагом, аккуратно и последовательно будем решать стоящие перед нами задачи, - сказал глава государства.
Ну, а то, что СВО - это «всерьез и надолго», стало абсолютно ясно, после того, как Владимир Путин предложил ввести отпуска для участников данного мероприятия – а именно не реже, чем раз в полгода…
В последние месяцы и недели Беспилотные летательные аппараты все чаще попадают в ленты новостей. И это связано не только с их военным использованием, но о последнем аспекте - чуть ниже.
Читателям хорошо знакомы ролики об успешных ударах российских БПЛА по энергетической и иной инфраструктуре Украины. Так же как и кадры их применения со стороны ВСУ против российских солдат. Все это позволяет говорить о беспилотниках как о новой и опасной воздушной угрозе для всех воюющих сторон. Между тем беспилотные летательные аппараты изначально задумывались не для войны, а для Мира. Главные преимущества доставки грузов при помощи БПЛА – это скорость и дешевизна. Доставка грузов ими гораздо быстрее автомобильной (при этом не требует дорожной инфраструктуры) и дешевле вертолетной (поскольку не расходуется топливо и вес корпусных конструкций на подъем в воздух пилота).
Существующие беспилотники находят все более широкое применение. Ижевская компания ZALA AERO на проходившем минувшим летом военно-техническом форуме «МАКС-2021» представила БПЛА вертикального взлета и посадки ZALA VTOL. Этот аппарат совмещает качества беспилотника самолетного типа и конвертоплана (вертолета). Его электрическая силовая установка позволяет находиться в воздухе на протяжении 4 часов и преодолевать 200 км. Встроенный бортовой компьютер на основе искусственного интеллекта дает возможность обрабатывать данные в формате Full HD и передавать данные видео и фото в HDкачестве. Аппарат двойного применения – и для военной, и для гражданской сферы – везде, где требуется оперативный и точный мониторинг обстановки.
Там же был представлен гибридный герметичный морозоустойчивый комплекс на базе БПЛА Seadron-MG разработки компании «Дрон Солюшн». Это универсальная платформа для сбора данных дистанционного зондирования, при этом он работоспособен при температуре за бортом до минус 40 градусов Цельсия (как известно, зимой на больших высотах царит поистине арктический холод).
Еще одна уникальная ижевская разработка принадлежит ИЭМЗ «Купол». Это предприятие - единственное в России, где создали современный мишенный комплекс, предназначенный для тренировки расчетов ПВО в экстремальных условиях современного боя. «Адъютант» имитирует одновременный налет противника с применением пяти (!) типов летательных аппаратов – от тихоходных до скоростных, а также и от низколетящих до высотных. Если говорить конкретно то это БПЛА, вертолеты, крылатые ракеты, а также поршневые и реактивные самолеты. Создание такого комплекса позволило резко поднять уровень боевых навыков в ходе подготовки новых ракетных расчетов войск ПВО страны.
После начала СВО потребности ВС РФ в беспилотниках самых различных типов выросли многократно. Однако, оказалось, что вопреки оптимистичным заявлениям невозможно в короткие сроки многократно увеличить выпуск БПЛА на уже имеющихся в России промышленных площадях. Ярким доказательством данного тезиса является факт закупки беспилотников для нужд российской армии в Иране. В Украине неоднократно сообщали об атаках дронов «Герань-2», которые на самом деле являются иранскими беспилотниками «Shahed-129». В августе прошлого года ливанский журналист и политический аналитик Элайджа Магье сообщил, что российские специалисты прошли обучение по использованию этих машин, после чего Россия подписала контракт на поставку одной тысячи таких иранских разведывательно-ударных беспилотников. Отметим, что «Герань-2» или «Shahed-129» могут находиться в воздухе около суток, выступая в качестве корректировщиков огня, а также самостоятельно наносить удары военной технике и живой силе противника.
Необходимо отметить, что у предприятий российского ОПК есть реальная возможность со временем удовлетворить возросшие потребности армии в БПЛА. Но, как выяснилось, для этого требуется решение большого количества административных и инфраструктурных проблем. Одной из таких неожиданно возникших проблем стало противостояние вокруг перепрофилирования ТРЦ «Италмас» в Ижевске в завод для строительства боевых дронов. К сожалению, государство до сих пор всячески дистанцируется от возникшей в столице Удмуртии проблемы, уверяя, что речь идет лишь «о непростых отношениях двух хозяйствующих субъектов»…