• 03 февраля 2023 14:11
  • 105
  • Время прочтения: 4 мин

Звуки моря на Воткинском заводе

Звуки моря на Воткинском заводе Фото: пресс-служба Воткинского завода
Уникальное время предоставляет уникальные возможности, но и требует нестандартных для их реализации подходов. Сегодня, наряду с тем, как производство решает невиданные доселе задачи, находятся и неожиданные инструменты для всестороннего развития коллектива. Об этом рассказали в пресс-службе Воткинского завода.

Идеология

20 января в оздоровительно-профилактическом комплексе (ОПК) Воткинского завода торжественно открылась выставка «Парадоксы воткинских пароходов». Приурочена она к 175-летию спуска на воду в Воткинском заводе первого отечественного полностью железного парохода «Астрабадъ». Строго говоря, и ОПК находится в считанных десятках метров от того места, где располагались верфи и накопительный пруд для последующего спуска готовых судов по реке Вотке.

Сотрудницы Музея-усадьбы П.И. Чайковского, чьими руками оформлена экспозиция Фото: пресс-служба Воткинского завода

Выставка создана совместными трудами специалистов Музея-усадьбы П.И. Чайковского, нашего предприятия и доктора технических наук, профессора Николая Витальевича Митюкова.

Подготовка началась ещё в прошлом году. Сотрудники музея привезли большое количество экспонатов, включая подлинные схемы пароходов, фотоматериалы. Часть экспонатов хранилась в запасниках выставки по истории завода. Свои архивы для формирования экспозиции представил Николай Витальевич. Во многом именно его трудами был создан полный перечень судов, изготовленных в воткинских цехах, и прослежена судьба многих из них. Титанический труд, который под силу только настоящему энтузиасту, искренне верящему в необходимость своего дела.

Открытие

В выставочный зал, в который превратилось фойе третьего этажа ОПК, поднимаются гости. Раздаются звуки настоящей корабельной рынды. Воспитанники кадетского корпуса в морской форме исполняют песню. К слову, и на сотрудницах Музея-усадьбы, чьими руками создавалось историческое пространство, одежда, стилизованная под морскую парадную. Погружение в атмосферу началось.

В открытии приняли участие кадеты Удмуртского кадетского корпуса им. В.Г.Старикова Фото: пресс-служба Воткинского завода

Для открытия слово предоставляется генеральному директору предприятия Игорю Юрьевичу Чурбанову.

- Уважаемые коллеги, дорогие гости, мы собрались, чтобы вспомнить славные страницы истории Воткинского завода, узнать, в чём же парадоксы пароходостроения на нашей земле. И, в первую очередь, каким образом завод, от которого до ближайшего моря тысяча километров, начал выпускать такую продукцию.

Стоит отметить, что летопись предприятия такими страницами славна: освоен выпуск первых пароходов, первых магистральных паровозов, в годы Великой Отечественной выпущено огромное количество артиллерийского вооружения. А более 60 лет назад коллектив встал перед необходимостью выпуска совершенно новой техники. И тоже справился с заданием государства. То есть завод постоянно осваивал продукцию, не связанную с предыдущими изделиями.

Я думаю, отчасти это можно объяснить тем, что нашим предкам, да и нам с вами, присущ некий романтизм. Но всё-таки в основе этих больших поступков, ответов на вызовы времени лежал и лежит профессионализм, понимание, что завод служит Отечеству, чувство ответственности за порученное дело.

Поздравляю вас с очередным событием в нашей жизни. Уверен, что их будет ещё много.

Участников церемонии открытия поприветствовала директор Музея-усадьбы Татьяна Николаевна Неганова:

- Дорогие друзья, действительно сегодняшнее событие неординарное. Это наш второй опыт организации такой выставки. Первый был в 2018 году, и вызвал большой интерес у горожан, гостей музея.

Мы знаем, что на заводе культура была всегда на высоком уровне. Предприятие является флагманом в городе, и мы стремимся вам соответствовать. Доброго пути нашему совместному детищу!

Несколько фактов

Далее по программе открытия следовала ознакомительная экскурсия в сопровождении Николая Витальевича Митюкова. На неё закладывалось 15 минут. При этом энтузиаст признался, что если рассказывать обо всех экспонатах обстоятельно, потребуется не меньше полутора часов.

К сожалению, оригинальный чертёж парохода был утрачен. Его судьба - отдельный парадокс. С расширением производства в годы войны потребовались дополнительные площади. Пришлось потесниться и заводскому архиву. В первую очередь утилизировались документы, представляющие наименьшую ценность, то есть самые старые. (!) В том числе и чертежи первого парохода «Астрабадъ». Представленный на выставке чертёж – из фондов Центрального архива ВМФ. По сути, посетители заводской выставки – первые за предыдущие восемьдесят лет, кто может увидеть, как выглядел первый воткинский пароход. Фото: пресс-служба Воткинского завода

Вот только несколько фактов.

- До революции большая часть всех плавсредств Санкт-Петербургского и Кронштадтского портов была именно воткинского производства.

- Яхта «Вятский воевода» оказалась единственным деревянным судном за всю историю здешнего судостроения.

- Название «Воткинский завод» носили шесть пароходов и один танкер.

- Завод имел пять филиалов - на Амуре, Северной Двине, на Чёрном и Балтийском морях. Два из них впоследствии стали самостоятельными судостроительными предприятиями, крупнейшими в регионе.

- В 1861 году завод получил самый крупный заказ - на 46 плавсредств для Балтийского флота, в результате он полностью перевооружил технические средства Кронштадтского и Санкт-Петербургского портов. На 1940 год в этих портах оставалось порядка двух десятков плавсредств воткинской постройки. Чтобы не вызывать лишних вопросов у начальства по поводу «возраста», в документах Балтфлота они были указаны очень обтекаемо, как «Дореволюционные».

- С началом Первой мировой войны Воткинский завод выполнил очень важные задания: полностью обеспечил современными судами астраханский порт и Волго-Каспийский канал.

- В Астрахани до сих пор используется грунтовозная шаланда, построенная в 1915 году, а в Котласе – плавучий кран 1912 года.

- Последний пароход на заводе был изготовлен в 1938 году, а в 1946-м построили последний катер «Победа», ставший вскоре речным трамвайчиком на Хопре.