— Живу, чтобы служить Родине, — таким видел своё предназначение Владимир Геннадиевич Садовников. «Мы русские, и иных интересов, кроме интересов России, у нас не должно быть», — говорил он. Удивительно, но эти слова ничуть не устарели.
За две недели до юбилейной даты Владимира Геннадиевича в заводской музей передали его портрет, выполненный в технике выжигания по дереву. Точность изображения поразительная. Делал явно не новичок.
После недолгих поисков оказалось, что автор работы — бывший старший мастер Александр Шестаков. Металлург по профессии, а по призванию — талантливый художник: рисовал, резал по дереву. В городском краеведческом музее не раз устраивали выставки его работ. А портрет директора машзавода он сделал в память о временах совместного огородничества — их участки соседствовали в садоводческом товариществе.
Скорее всего, портрет выполнен не по заказу, а, как писали тогда на обороте фотокарточки, «На память». Чтобы помнили о человеке, чья многогранная личность вмещала в себя дальновидного и требовательного руководителя, талантливого организатора, грамотного инженера, мудрого наставника, заботливого мужа и отца.
1966-й год. На Воткинском заводе идёт изготовление серийных изделий, но увеличение выпуска изделий даётся коллективу с большим трудом. Руководство страны, между тем, ставит перед предприятием ещё более сложную и ответственную задачу: впервые в стране организовать производство изделий с совершенно новыми характеристиками. В короткие сроки предстоит освоить изготовление сотен новых высокоточных деталей, десятков видов материалов, отработать технологии. На Воткинском заводе не привыкли пасовать перед трудностями, но регулярный срыв графиков требовал кардинальных перемен.
Кто справится с этой архиважной задачей — наладить производство, нарастить мощности, повысить качество продукции? Только исключительно одарённый, неординарный человек, обладающий качествами сильного руководителя. Выбор пал на Владимира Садовникова. На момент назначения директором Воткинского машиностроительного завода ему было 38 лет.
— Если он что-то брал, то доводил дело до логического завершения. Это было неотъемлемой его чертой. Исходя из этих соображений, и Дмитрий Фёдорович Устинов (с 1965 по 1976 гг. секретарь ЦК КПСС, затем — министр обороны СССР), а он в то время играл значительную роль в определении руководителей, и удмуртский областной Комитет партии, и Совет министров республики выбрали Садовникова. И я скажу вам, никто не ошибся, — рассказал бывший министр оборонной промышленности СССР Борис Белоусов.
— Он очень быстро вошёл в дело, разобрался не только в производстве, но и в людях, определил узкие места и стал напористо, с большой энергией, инициативно решать эти вопросы, — вспоминает бывший главный инженер предприятия Юрий Чертков.
С приходом Владимира Геннадиевича началась генеральная перестройка всех направлений производственной, технической и хозяйственной деятельности…
С помощью министерства и личных контактов Садовников привлёк к производству лучшие силы ведущих технологических институтов страны. Началось активное сотрудничество с учёными специалистами Московского института теплотехники, Ижевского НИТИ «Прогресс», Ленинградского ЦНИИ материалов, Пермского технологического института, ЦНИИСМ…
Владимир Геннадиевич ввёл в практику чёткую систему рапортов по производству, строительству, реконструкции, где главные специалисты и руководители служб по установленной схеме докладывали о выполнении графиков, возникших проблемах… Была разработана система ежедневного планирования и контроля за ходом производства, обеспечением его материалами…
Уже на второй год работы Владимира Геннадиевича директором завода наладился стабильный выпуск изделий…
В 1975 году Воткинский завод стал головным предприятием отрасли. В течение многих лет он занимал призовые места, признавался лучшим по итогам пятилеток. Вывести завод в лидеры и удерживать эти позиции директору помогала неуёмная энергия, умение предвидеть, увлекать своими идеями окружающих.
В 70-е годы завод представлял собой большую строительную площадку, на которой вырос десяток производственных корпусов, центральная технологическая лаборатория, участок штамповки взрывом, заводоуправление, вычислительный центр.
Особой заботой директора было оснащение новых цехов современным оборудованием. Причём оно приобреталось и для тех подразделений, где делали гражданскую продукцию. Так был построен цех по производству универсальных фрезерных станков малого габарита, новый цех пластмассовых деталей для выпуска стиральных машин «Фея». Продолжался выпуск детских колясок (по 200-300 тысяч штук ежегодно). Эту дальновидность Садовникова заводчане оценили в годы конверсии.
— С полным правом могу заявить, что в каждый объект Владимир Геннадиевич вложил душу… Если в процессе строительства заложенные в проекты технологии устаревали, то директор брал на себя смелость, и, соответственно, всю ответственность по переносу проектных сроков ввода объектов в эксплуатацию. Его принципом было: новый корпус — новые технологии. Достойным примером служит сооружение корпуса штамповки взрывом, — говорит бывший заместитель директора по капитальному строительству Анатолий Потапов.
За период работы Садовникова завод получил как бы второе рождение, расширив свои границы в два раза за счёт строительства новых производств. А ведь ещё велось строительство цехов леспромхоза, кирпичного завода, учебного и лабораторного здания техникума, комплекса ПТУ-2.
Вместе с заводом менялся и город. Садовников — один из немногих директоров, кому в Министерстве оборонной промышленности выделяли средства на активное жилищное строительство. Конечно, не «за красивые глаза», а за стабильное и успешное выполнение государственного заказа.
Чтобы сократить очерёдность заводчан на получение квартир, требовалось строить не менее 600-700 квартир в год. Силами одних подрядчиков этого было не выполнить. И директор завода принимает решение: увеличить численность строительного цеха в 3,7 раза.
Завод возводил не только жилые дома, но и детские сады. К 1988 году их стало столько, что очередь на получение мест исчезла. Об этом писали даже центральные газеты.
Дворец культуры «Юбилейный» стал первым социальным объектом, который сдал Владимир Геннадиевич. Позже под эгидой завода в микрорайонах появились кинотеатры «Октябрь» и «Победа», поликлиника, больничный комплекс, профилакторий завода, загородный детский лагерь, спорткомплекс «Юность», несколько школ…
Мало кто знает, что природный газ в Воткинск привёл Садовников. До этого в городе пользовались привозным сжиженным газом.
— Природный газ в то время проходил совсем рядом с городом. Владимир Геннадиевич взял на себя инициативу перевода котельной города на природный газ. Но Министерство газовой промышленности запретило врезку в центральную магистраль действующего газопровода, опасаясь аварии. Используя своё служебное положение и связи, он неоднократно обращался в ЦК КПСС и Министерство оборонной промышленности за разрешением на подключение. После длительных переговоров оно было получено, — отмечает бывший первый секретарь Воткинского горкома КПСС Николай Глушков.
Садовников предложил заводским специалистам опробовать такую операцию в лабораторных условиях. Эксперимент прошёл удачно.
23 декабря 1977 года впервые в стране состоялась врезка в магистраль, где газ подаётся под давлением 60 атмосфер. Нужно ли говорить, что Владимир Геннадиевич лично присутствовал на месте хоть и уникальной, но небезопасной операции.
На заводе Садовникова знали как предельно дисциплинированного, требовательного человека, беспощадного к бракоделам и безответственным руководителям. Ещё Владимир Геннадиевич удивлял умением находить сложным вопросам неординарные решения. Например, для борьбы с браком предложил организовать в цехах выставки, но не достижений, а наоборот - технических недостатков и проблем, тормозящих освоение изделий. Лично проводил в цехах обсуждение этих выставок, а главные специалисты там же докладывали о принимаемых мерах.
По инициативе Садовникова поощряли передовиков производства, введены звания «Лучший по профессии», «Мастер – золотые руки», классность мастеров.
— Директор часто бывал в цехах и отделах, на участках, беседовал с рабочими, мастерами, технологами, конструкторами, — вспоминает бывший начальник цеха Валерий Сычугов.
Периодически проводилась аттестация руководителей у директора. Вопросы были самые разные: и по технико-экономическим показателям цеха, и по зарплате, и по планированию, и заковыристые, типа: «А какая длина окружности земли по экватору?», «Напиши формулу закона Гука» и тому подобное…
Сам Садовников был всесторонне развитым человеком, технически грамотным. Мог быстро рассчитать на прочность соединение. Нам он всегда рекомендовал следить за техническими новинками, интересоваться литературой, медициной, выписывать газеты и журналы.
Это подтверждают все, кто близко знал семью Садовниковых. Впрочем, завистников и кляузников хватало. Даже по поводу небольшого участка, который супруги приобрели в одном из садовых массивов.
— Огород мы тогда купили за 4 тысячи. Там была хибара в один кирпич, печь дымила, топить было нельзя. Ни разу не было, чтобы кто-то нам помогал. Владимир Геннадиевич сам копал, как трактор. Ему в удовольствие это было. А в жалобе написали, что в его саду работают рабочие с завода, — вспоминает супруга Елена Садовникова.
По словам друзей характерная черта Садовникова быть везде первым проявлялась даже в житейских делах. Он увлекался бегом и модной в то время йогой. В 45-летнем возрасте открыл для себя самбо и стал активным пропагандистом этого вида спорта. А в возрасте за 50 лет сдал нормы ГТО по разряду до 30-летнего возраста и получил Золотой знак.
Как вспоминает бывший руководитель военного представительства Лев Голомысов:
— Мы дружили семьями. В своей компании он был весёлым, общительным человеком. Интересно и много рассказывал, любил анекдоты. Ему нравилась песня «Господа офицеры, голубые князья». Там есть такие слова:
«Господа офицеры, голубые князья,
Я, конечно, не первый и последний не я.
Господа офицеры, только надо учесть,
Кто сберёг свои нервы, тот не спас свою честь…»
Садовников остался верен Воткинскому заводу до конца жизни. Благодаря своим делам, он стал частью биографии не только завода, но и города. Его имя носит одна из центральных улиц Воткинска и машиностроительный техникум. В этом году возобновились традиционные заводские соревнования по плаванию, посвящённые памяти легендарного директора. Дни технического творчества молодёжи, которые открылись на Воткинском заводе в этом году 25 января, тоже посвящены памяти Садовникова. Человек жив до тех пор, пока его помнят.
Справка:
Владимир Геннадиевич (25.01.1928, село Шонгуты Апастовского района Татарской ССР – 26.02.1990, город Воткинск, Удмуртская АССР).
После окончания Казанского авиационного института (КАИ) работал на машиностроительном заводе «Южмаш» (город Днепропетровск) конструктором, ведущим конструктором, руководителем группы. В 1960 году назначен главным инженером Ижевского механического завода. В 1966-м возглавил Воткинский машиностроительный завод. Почётный гражданин Воткинска.