В этот день наступающие навстречу друг другу части Ленинградского фронта соединились с частями фронта Волховского. Тогда же был полностью освобождён город Шлиссельбург, а также всё южное побережье Ладожского озера. Для тех, кто подзабыл историю, напомним, что на 3/4 город блокировали вовсе не немецкие, а финские армии, для которых это стало местью за военное вторжение Красной Армии в Финляндию зимой 1939-1940 годов.
Лично для автора этих строк наиболее шокирующим воспоминанием очевидцев о самой первой Блокадной зиме 1941-1942 годов стало то, как в одной семье кот проник в открытую клетку к попугаю. Но измученные бесконечными Голодом и Холодом они просто тесно прижались друг к другу…
Во время этой варварской финско-немецкой Блокады, помимо изможденных Голодом людей, единственными обитателями города стали расплодившиеся в огромном количестве крысы и мыши, которые целыми стаями безбоязненно ходили по домам, питаясь телами умерших. Со временем осмелевшие грызуны стали побираться к хлебозаводам и продуктовым базам. Тогда по распоряжению Военного совета для «охраны» этих объектов из Вологды в Ленинград было доставлено несколько тысяч самых обыкновенных кошек.
В самом начале 1943 года по ленинградским детским садам возили живой уголок, в котром были кошка, собака, лиса, обезьянка и пони. Для маленьких детей, не помнивших нормальной довоенной жизни, этот уголок был чем-то вроде встречи с инопланетянами!
Массовый голод возник из-за того, в городе с трехмиллионным населением имелись запасы продовольствия всего на один месяц. Минимальные нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде действовали с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и составляли: по 250 граммов - рабочим и ИТР; по 125 граммов - служащим, иждевенцам и детям. В этом, похожем на замазку, хлебе 40 процентов составляла целлюлозная мука. Но даже такого хлеба в конце января 1942-го не выдавали по карточкам в течение целых трёх дней. Дело в том, что из-за отсутствия электроэнергии замёрз городской водопровод, и остановились все ленинградские хлебозаводы.
По воспоминаниям самих блокадников, первыми от голода погибали иногородние учащиеся ФЗУ, у которых не было никаких запасов продуктов, ни заготовок на зиму (в виде варений и солений), ни родственников, которые могли бы им помочь. Наибольший процент переживших самую страшную, первую, блокадную зиму – это женщины средней комплекции. Однако, зимой 1941-1942 годов с каждым днём стала возрастать численность детей, потерявших родителей. Дело в том, что матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам, а сами погибали от истощения…
Но самое удивительное даже не в том, что Город продолжал жить. А в том, что всё это время он не переставал давать оружие фронту! Так, в самые тяжелые дни битвы под Москвой в ноябре-декабре 1941-го, оружие из Ленинграда вывозили на Большую землю. Город на Неве производил автоматы ППШ-41, снаряды для «Катюш», артиллерийские орудия, танки и многое другое.
На всех заводах города трудилось очень много подростков 13-15 лет. Они вставали на ящики, чтобы дотянуться до станка. И привязывали себя ремнями, чтобы от слабости не упасть в работающие механизмы. Так, на Кировском заводе одна девчушка-станочница ходила на смену со своей любимой куклой, но не для того, чтобы играть, а потому, что дом могли разбомбить...
За годы Блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Чтобы эти сухие цифры стали читателю более понятными, скажем, что 600 тысяч - это нынешнее население города Ижевска. А 1,5 миллиона – это число жителей Удмуртии.
Только 3% из этих людей погибли от бомбёжек и обстрелов финской и немецкой авиации и артиллерии, тогда как остальные 97% умерли от голода. Всё больше пишущей братии (теперь уже не только западной, но и российской) вопрошают: «А ради чего были все эти жертвы?» По их убеждению, надо было сдать Ленинград немцам (как поступили защитники таких «цивилизованных» городов, как Осло, Копенгаген, Париж) и тем самым избавить огромное число людей от голодной смерти.
В Европе давно предпочитают не помнить о том, что в годы войны каждый второй немецкий танк был сделан из стали, выплавленной из шведской железной руды. В период с 1940 по 1944 год Швеция продала Германии более 45 миллионов тонн железной руды (!). При этом, содержание Fe в ней составляло 60% в сравнении с 30% в других регионах добычи. В военные годы торговля с нацистами составляла 90% всей шведской внешней торговли! Руда (и многое другое) доставлялась в Германию именно по Балтийскому морю. Балтийцы-подводники (их база находилась в Кронштадте т.е. внутри блокадного кольца) регулярно топили транспорты со стратегическими грузами, идущими из «нейтральной» Швеции, а также из оккупированных стран Европы.
Полностью и окончательно Блокада Ленинграда, которая продолжалась долгие 872 дня, завершилась лишь 27 января 1944 года. Остается лишь добавить, что Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года город Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой вошел в четвёрку самых первых советских Городов-героев. Об остальных двенадцати городах, заслуживших это высочайшее звание, мы при случае расскажем вам отдельно. Ибо, биография каждого из них – это совсем другая история…