По информации портала, именно в этот день Никита Хрущев сделал заявление, в котором сообщил мировой общественности о том, что СССР стал обладателем нового оружия страшной разрушительной силы – водородной бомбы. Об этом он заявил в столице ГДР – городе Берлине на Шестом съезде Социалистической единой партии Германии.
В этот период в мире сложилась непростая политическая ситуация. Наступившее было потепление отношений между СССР и США, кульминацией которого явился визит Хрущева в Соединенные Штаты в сентябре 1959 года, уже через несколько месяцев сменилось резким обострением в результате скандальной истории со шпионским полетом Фрэнсиса Гарри Пауэрса над территорией Советского Союза. Как известно, пилотируемый им самолёт-разведчик U-2 1 мая 1960 года был сбит под Свердловском.
Как следствие, в мае 1960 года была сорвана встреча глав правительств четырех держав в Париже. Ответный визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в СССР был отменен. Разгорались страсти вокруг Кубы, где к власти пришел Фидель Кастро. А разбуженная Африка ещё больше сталкивала интересы великих держав.
Однако главное противостояние между СССР и США было в Европе: периодически давал о себе знать тяжелый и казавшийся неразрешимым вопрос германского мирного урегулирования, в фокусе которого был статус Западного Берлина. Безуспешно велись изнурительные переговоры о взаимном сокращении вооружений, которые сопровождались жесткими требованиями западных держав об инспекции и контроле на территориях договаривающихся сторон. Казались все более безотрадными переговоры экспертов в Женеве о запрещении ядерных испытаний, хотя в течение 1959 и 1960 годов ядерные державы (кроме Франции) соблюдали соглашение об одностороннем добровольном отказе от испытаний этого оружия в связи с упомянутыми женевскими переговорами.
Нормой стала жесткая пропагандистская риторика между СССР и США, в которой постоянными элементами были взаимные обвинения и откровенные угрозы. А 13 августа 1961 года началось строительство печально знаменитой Берлинской стены, вызвавшей на Западе бурю протестов.
Между тем Советский Союз обретал все большую уверенность в своих силах. Он первым испытал межконтинентальную баллистическую ракету и запустил спутники в околоземное пространство, осуществил пионерский прорыв человека в космос и создал могучий ядерный потенциал. СССР, обладая в то время большим престижем, особенно в странах третьего мира, не уступал давлению Запада и не боялся переходить к активным действиям.
Когда к концу лета 1961 года страсти особенно накалились, события стали развиваться по силовой логике. 31 августа 1961 года советское правительство опубликовало заявление об отказе от добровольно принятого на себя обязательства воздерживаться от испытаний ядерного оружия и о решении возобновить эти испытания. В эти самые дни в Арзамасе-16 завершались последние работы по созданию небывалой бомбы и отправке её на Кольский полуостров к месту базирования самолёта-носителя. 24 октября был закончен итоговый отчёт, который включал предложенную конструкцию бомбы и её расчетное обоснование. Авторами отчета была группа советских учёных во главе с Андреем Сахаровым.
Разработка и испытание изделия имели целью демонстрацию силы в этот неспокойный период. Так называемые «люди доброй воли» (термин из политического жаргона того времени) должны были почувствовать, какую страшную угрозу представляет собой ядерное оружие, и воздействовать на свои правительства, чтобы те согласились на его запрещение. Тем не менее, ядерное оружие до сих пор не поставлено вне закона, а потому страны Запада время от времени продолжают размахивать «ядерной дубиной». Впрочем, сегодняшнее состояние мировых ядерных арсеналов - это уже совсем другая история, о которой при случае мы поговорим отдельно.
Фактический паритет в ядерных вооружениях США и СССР, обеспеченный 60 лет назад, многие годы оставался гарантией стратегической стабильности. Подкрепленный международными договорами и двухсторонними соглашениями, он был сдерживающим фактором от развязывания новой мировой войны. А сейчас эта система сдержек и противовесов подвергается глобальным испытаниям из-за деструктивной позиции США, которые в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО и тем самым подорвали архитектуру европейской безопасности, нарушили пакетный, взаимоувязанный характер договоров о контроле ядерных вооружений.