Начнём с того, что в допетровскую эпоху наступление нового года в России вообще не отмечали, а если и отмечали, то, как принято говорить, «в рабочем порядке». Дело в том, что раньше года на Руси сменяли друг друга 1 сентября – то есть в разгар осенних уборочных работ. Как известно, 20 декабря 1699 года вышел указ Петра Первого о переносе празднования Нового года на 1 января. Это привело к тому, что 1699-й продолжатся в нашей стране всего лишь 4 месяца и стал единственным за всю историю годом, в котором не было ни весны, ни лета!
Пётр Первый повелел вести счет лет от Рождества Христова, тогда как ранее он вёлся от Сотворения мира. Но самое главное в том, что царская реформа никак на затронула устаревший к отому времни Юлианский календарь, тода как почти вся Европа к тому времени уже более стал лет жила по Григорианскому календарю!
Этим же указом царь Пётр повелел подданным по случаю наступления Нового 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе и в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с этим праздником. На Красной площади в Москве был устроен фейерверк, а также пушечные салюты. А состоятельным гражданам было велено переодеться в европейскую одежду, стрелять в воздух из ружей и пускать «шутихи» (т.е. ракеты) возле своих домов.
Надо сказать, что обычай встречи Нового года по-европейски в России прижился довольно легко. Все дело в том, что издавна в последних числах декабря на Руси отмечали Рождество Христово, после которого начинались 12-дневные Большие зимние святки. И многие старые обряды - веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы - идеально вписались в сценарий встречи нового праздника.
Примерно в середине XIX века в России стал приживаться пришедший к нам из Германии (впрочем, как и многое другое) обычай украшать Рождественскую елку. Об истории первой публичной ёлки лее подробно можно узнать в нашей отдельной публикации ЗДЕСЬ.
Примерно в то же время в русской литературе все чаще рядом с елкой стал появляться пожилой мужчина с мешком подарков. Изначально его звали по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Ёлочный дед. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков детям окончательно закрепился в общественном сознании россиян. Сначала шуба его была синей либо белой (эти цвета указывали на северное, холодное происхождение персонажа). Сейчас Дед Мороз, как и его западный «коллега» Санта-Клаус, гораздо чаще одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками для послушных детей.
В отличие от Деда Мороза, его внучка имеет точный год рождения - 1873 год, когда Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». С этого времени местом рождения персонажа считается Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для некогда услышанной им народной сказки. В 1882 году появилась опера «Снегурочка» на музыку Николая Римского-Корсакова. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря художникам Виктору Васнецову, Михаилу Врубелю и Николаю Рериху. На их картинах она «оделась» в белоснежный длинный сарафан и маленькую меховую шубку. Тем не менее, до революции Снегурочка на праздниках никогда не выступала в роли ведущей.
Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки в качестве его помощницы произошло уже в сталинскую эпоху - на встрече Нового, 1937 года в московском Доме Союзов. Но, как принято говорить в таких случаях, это уже совсем другая история…