Этот человек-легенда - трижды Герой Социалистичекого труда (1945, 1957, 1972). Кроме того, он Лауреат четырёх Сталинских, одной Ленинской, а также Государственной премии СССР.
Наиболее амбициозным проектом создания советского пассажирского самолёта в 1934 году стал 8-моторный гигант «Максим Горький». Он же АНТ-20 (аббревиатура означает Андрей Николаевич Туполев). Это детище всемирно известного конструктора могло нести неслыханное по тем временам число пассажиров – целых 64 (это в 2 раза больше, чем у рекордсмена тех лет американского «Дугласа»).
Однако, вершиной советского довоенного авиастроения стал АНТ-25 (он также имел другое название РД - «рекорд дальности»). На этом самолёте было совершено несколько рекордных полётов. АНТ-25 стал первой в мире машиной, совершившей трансполярный перелёт из Москвы через северный полюс в приграничный с Канадой город Ванкувер (штат Вашингтон, США). Подробности этого сверхдальнего перелета на АНТ-25 под руководством Валерия Чкалова ЗДЕСЬ.
В КБ Андрея Туполева на базе его же бомбардировщика Ту-16 в 1955 году был создан первый советский реактивный лайнер. Для пассажиров тех лет его и крейсерская скорость и вместимость салона казалась фантастикой: у винтовых машин того времени она была около 300 км/ч, а реактивный Ту-104 выдавал в 2,5 раза больше – 800 км/ч! Если Ил-12 и Ли-2 (советская копия американского «Дугласа») брали на борт около 30 человек, то в салоне Ту-104 могли разместиться уже 115 пассажиров. А в его пилотской кабине находилось целых 5 человек: командир воздушного судна (КВС), второй пилот, штурман, бортинженер и радист.
Благодаря появлению Ту-104 был запущен первый в истории авиации трансевропейский беспосадочный рейс «Москва – Париж». Самолёты французской компании «Эйр Франс» (американские «Локхиды») были вынуждены делать на этом маршруте промежуточную посадку в Варшаве.
Наконец, 31 декабря 1968 года первый испытательный полёт совершил Ту-144, который за сходство с англо-французским собратом пресса сразу же окрестила «советским Кокордом». Действительно, у них была общая компоновка: 4 двигателя, так называемое треугольное крыло и даже опускающийся при взлёте и посадке нос (чтобы пилоты могли видеть полосу). Впрочем, имелись и значительные отличия: Ту-144 имел на 25% более вместительный салон и обладал дополнительными крылышками в носовой части, что обеспечило более низкую скорость при посадке. Однако, судьба его англо-французского конкурента по имени «Конкорд» сложилась гораздо более успешно. Но о нём мы расскажем вам отдельно.