Разработку данного комплекса аппаратуры осуществил НИИ точных приборов. «Курс» – это уже второе поколение автоматических систем сближения и причаливания. Первой была «Игла», которая использовалась с 1967 по 1989 годы в ходе стыковок кораблей «Союз», а также полётов на станции серии «Салют» и «Мир».
В 1979 году специалисты НИИ точных приборов приступили к созданию нового поколения аппаратуры, получившей название «Курс». Первая автоматическая стыковка «Союза ТМ-1», оснащённого «Курсом», с орбитальной станцией «Мир» состоялась 23 мая 1986 года.
Ижевский радиозавод подключился к производству системы в 2002 году. Сегодня на космических кораблях «Союз МС» и «Прогресс МС», регулярно причаливающих к МКС, используется версия «Курса» уже третьего поколения с расширением НА («новая активная»). Она в штатном режиме устанавливается на корабли с апреля 2014 года. Кстати, с 2014 года ИРЗ является единственным предприятием, которое изготавливает «Курс-НА».
«Курс-НА» – это уже цифровой вариант, использующий компактный усилитель радиочастоты, оцифровку и обработку данных трёхпроцессорным компьютером. Аппаратура построена с применением цифровой обработки сигналов (ЦОС), обеспечивает более высокую стабильность измерений, вдвое легче и втрое экономичнее по энергопотреблению, чем предыдущая.
Также Ижевский радиозавод совместно c НИИ точных приборов принял участие в создании модернизированной аппаратуры «КурсМКП»: НИИ – разработчик, ИРЗ – изготовитель наиболее ответственных узлов.
Главными отличиями «КурсаМКП» являются использование высокоинтегрированной элементной базы, решение большинства задач по обработке сигналов методами ЦОС, а также уменьшение массы и энергопотребления.
Напомним, система «Курс» состоит из активной и пассивной частей, которые при совместной работе производят измерения параметров взаимного сближения космических аппаратов. Активная, «Курс-НА», устанавливается на причаливаемых космических кораблях. Пассивная, «Курс-МКП», расположена на функционально-грузовом блоке МКС, принимает измерительные радиосигналы от активной части и ретранслирует их обратно на активный «Курс» для дальнейшей обработки.
В настоящее время система «Курс» позволяет осуществить стыковку космического корабля с МКС в сверхбыстром режиме.