• 15 декабря 2022 14:40
  • 970
  • Время прочтения: 7 мин

Художник Ирина Андреева: «Мне важно знать, что люди едины, умеют жить одной семьей»

Художник Ирина Андреева: «Мне важно знать, что люди едины, умеют жить одной семьей» Фото: vk.com/irinaandreevavoilok
Сегодня,15 декабря, в 18:00 в музее-усадьбе П.И. Чайковского в Воткинске открывается авторский проект скульптора по войлоку Ирины Андреевой «Теплый день». Накануне художник рассказала журналисту «Делового Квадрата» Надежде Филиновой, почему редко привозит свои проекты на родину, в Удмуртию, об умении расширять пространство, о пользе возвращения к себе и своим истокам, о пельменях, которые объединяют.

Ирина Андреева - ведущий российский художник-скульптор, работающий с материалом дикая шерсть в технике «мокрое» валяние. Основатель жанра валяная скульптура. Многократный лауреат международных художественных фестивалей и выставок.

Она известна как художник, который создает не отдельные образы и конкретные жанровые сцены, а большие выставочные проекты в виде объемных драматических историй – «настоящий войлочный мир», который несет людям послание о добре, единении, созидании.

Ирина родилась в Сарапуле, получила образование на худграфе в УдГУ, продолжила творческие поиски уже в Москве.

Ирина Андреева Фото: vk.com/irinaandreevavoilok

Ведет активную персональную выставочную деятельность. Передвижные проекты Андреевой (“Теплые истории”, “Теплый день”, Узелки на память”, “Притяжение зимы”) побывали в 70 городах России и за ее пределами.

«ДК»: Ирина, ваш приезд в Удмуртию всегда – долгожданное событие. Вы уроженка Сарапула, но на родине выставляетесь редко. Почему?

- Дома у мамы бываю часто, но с выставками, конечно, сложнее. Выставочная деятельность серьезное, затратное мероприятие. Не всем музеям по плечу. Для перевоза проектов необходимы большие грузовики, а для их размещения большие выставочные пространства. Например, в историко-краеведческом музее Сарапула, в котором проект будет выставляться после Воткинска, предложено помещение гораздо меньше, чем мне необходимо. Но имея большое желание выступить в родном городе, я приняла предложение, потому что научилась «раздвигать пространство». Я, наверное, стала волшебником. В Воткинске выдели два зала – очень хорошее пространство. Для моих выставок важно много дневного, естественного, света. Как раз в дни монтажа было много солнца, и композиции буквально ожили.

В Воткинске меня невероятно тепло встречают. В городе чувствуется тонкая историческая стать. Здесь хочется жить и работать.

Проект "Теплый день" Фото: архив Ирины Андреевой

«ДК»: Расскажите о проекте «Теплый день», который вы привезли?

- Один из первых городов, в котором я продемонстрировала выставку, - Ижевск. С тех пор она изменилась, обросла персонажами и сюжетами. Каждый проект живой. Он растет, увеличивается, дополняется деталями, корректируется его подача.

В контексте выставок я приезжаю с авторскими встречами и чтениями. Это оказалось очень нужно, зрители сами об этом просят.

«Теплый день» - это воспоминание о детстве, как, впрочем, и все мои проекты. Что-то, видимо, я не успела для себя решить в свое время и снова и снова возвращаюсь к самой себе, к своим истокам. Это всем очень полезно. Чем чаще возвращаемся к себе, к исходной точке, откуда начали свой жизненный путь, тем правильнее живем. Потому что вспоминаем те задачи, с которыми пришли в мир и, вспомнив, стараемся их выполнить.

В «Теплом дне» я буду собирать зрителей на авторские вечера. Ожидается пельмень-день для всех желающих. На пельмень-день я поставлю большие столы, принесу фарш, тесто и мы будем лепить пельмени, сидеть за одним столом, заниматься одним делом за единым хлебом. Мне важно знать и понимать, что люди едины, умеют жить одной семьей. Очень важна забота друг о друге. И я это постоянно наблюдаю на этих праздниках, застольях: люди обращают внимание друг на друга, обмениваются своими впечатлениями и воспоминаниями, им интересен другой человек.

У всех регионов свой рецепт теста и способ лепки. И все, сидя за одним столом, делают пельмени либо по семейной традиции, либо по традиции региона. Это очень круто! И все перенимают эти особенности друг у друга.

Когда я в Москве провожу пельмень-день, приходит до двухсот человек. Мне очень нравится то, что приходит много случайных людей от мала до велика.

В Сарапуле тоже хочу провести такой день. Там выставка пройдет с февраля.

ДК: О вас пишут: «Ирина Андреева – человек, который несет тепло и свет своим творчеством». А ведь с войлоком, наверное, тяжело работать. Как вам удается из этого жесткого и на вид совсем неартистичного материала добиться пластичности и выразительности? Чего это стоит?

- Он совсем не жесткий. Мне нравится, что войлок – фактурный материал. Правда, когда с ним работаешь, он стирает руки в кровь. Я хорошо чувствую войлок, и этот материал тоже меня чувствует. Я выстроила с ним хорошие отношения. Это важно: выстраивать отношения с любым материалом – не подчинять его себе, а относится уважительно к его традиционному содержанию и возможностям. Создавать вместе с ним нечто жизнеутверждающее. Художник, любой человек обязательно должен быть созидателем добра, мира, любви, жизни.

ДК: Сколько времени уходит на создание полномасштабной выставки?

- Несколько лет, каждый проект по-разному. Как считать? Тем более каждая выставка постоянно дополняется сюжетами. Каждый персонаж я создаю около месяца. Большие объекты готовятся несколько месяцев. Хотя иногда я могу ускориться, правда, сама не понимаю за счет чего.

Самое счастливое время, когда выставка рождается! Это такие глубокие чувства, ты переполнен счастьем и любовью. Мне кажется, эта любовь и дает мне силы жить, творить, исцелять.

Моя бабушка была целительницей. Она лечила людей молитвами, руками, травами и шерстью. Мне кажется, что ее сила есть во мне. Меня часто спрашивают, как вы пришли к шерсти? Я не приходила, она сама меня выбрала.

Проект "Теплый день" Фото: архив Ирины Андреевой

ДК: Выходит, ваши произведения получаются целебными?

- Мне кажется, мой войлок целительный. То ли это сам материал, то ли в совокупности с моей внутренней силой, но получается что-то волшебное.

Поэтому выставки очень часто провожу в хосписах, исправительных колониях, военных госпиталях. Один проект зарабатывает мне хлеб, два других выставляю благотворительно, в последнее время особенно в госпиталях. 17 декабря я возвращаюсь в Москву и сразу еду на монтаж в госпиталь Вишневского.

Сейчас я ищу возможность выставляться на Донбассе. Очень хочу, чтобы мои выставки пригодились и там. Они мирные, согревающие, успокаивающие…

ДК: Легко было осуществить идею выставляться в госпиталях?

- Это намного сложнее, чем выставить в музеях. Много согласований. Но военные врачи радушно идут на встречу, понимая насколько необходимо внимание их пациентам. Мне нравится с ними общаться. Ты приходишь, протягиваешь им руку для рукопожатия, они с удовольствием пожимают ее, улыбаются и окружают тебя заботой. Мне кажется, бойцам нужны не столько песни о войне, сколько песни о мире. Своими выставками я хочу их поблагодарить за то, что они защищают меня и мой народ. Я хочу быть полезной.

Проект "Теплый день" Фото: архив Ирины Андреевой

ДК: Были ли какие-то отклики раненых о выставке?

- Как и все посетители моих выставок, они говорят: «Господи, как дома побывал!» Вы знаете, когда я монтирую выставку в госпиталях, спускаются раненые. И мне так неловко за то, что они мне начинают помогать, ведь они же раненые: им трудно, больно это делать. У некоторых аппарат Илизарова на руках или на ногах, но они все равно помогают с удовольствием и радостью.

Раненые делают фотографии выставки, ценно то, что они отправляют их своим матерям. Я дарю им свои авторские календари и открытки, они отправляют их своей семье. С какой любовью они рассказывают о матерях и своих родных! Ты слушаешь их истории, смотришь им в глаза, и видишь, что они - невероятно добрые, невероятные сильные люди, знающие цену жизни. Часто цену жизни мы понимаем только в моменты опасности. А ведь жизнь в нас, она рядом с нами. Это самое дорогое, что есть у людей.