Как известно, перед первым испытательным полетом на истребителе И-180 были убраны лобовые жалюзи. Однако, это вовсе не свидетельствует о наличии заговора, поскольку данное распоряжение отдал… сам генеральный конструктор самолета Николай Поликарпов. Все дело в том, что вместо задержанного с заводом-изготовителем пропеллера, Поликарпов решили временно установить на нем другой, но все-таки однотипный винт. Эта замена привела к тому, что мотор работал на повышенных оборотах и перегревался, а снятые жалюзи как раз и позволяли уменьшить опасный перегрев.
Во-вторых, на испытуемом самолете не убирались шасси, а потому обтекаемость истребителя сильно ухудшилась, и это действительно помешало Чкалову дотянуть до взлетной полосы аэродрома. Однако, и здесь есть одно «НО». Программой первого дня испытаний И-180 предусматривалось, что полет от начала и до конца будет проходить именно в таком режиме. В полетном задании В. П. Чкалову было записано: «Два круга над аэродромом на высоте 600 метров без уборки шасси…»
Так что же действительно произошло 15 декабря 1938 года на Центральном аэродроме города Москвы, располагавшемся на территории печально известного Ходынского поля? Самолет сделал один круг над летным полем, а затем ушел далеко за границы Ходынки, пролетев над ближней дачей Сталина (напомним, что испытания И-180 проходили в канун дня рождения вождя и первый полет был своеобразным подарком для него). Кроме того, вместо предписанной высоты в 600 метров во втором круге Чкалов набрал 2000 метров, что являлось еще одним нарушением полетного задания.
Наконец, пилот зашел на посадку и, сбросив обороты двигателя, стал издали снижаться на полосу. Поняв, что с выпущенными шасси, самолет слишком быстро теряет высоту, Чкалов прибавил «газу», переведя мотор во взлетный режим, но тот не слушался летчика – стал «чихать» и вскоре заглох. Летчик боролся за жизнь экспериментальной машины и пытался дотянуть до аэродрома с неработающим двигателем. Во время аварийной посадки И-180 врезался в опору линии электропередачи. От страшного удара пилота вместе с креслом выбросило из кабины на расстояние 15 метров. По разным свидетельствам после этого он прожил от 40 минут до двух часов и умер в страшных мучениях в Боткинской больнице Москвы.
Спору нет – во время самого первого вылета И-180, как и многие другие машины, действительно имел множество недоработок, но ни одна из них напрямую не вела к катастрофе. Если кто-то действительно и пытался убить Чкалова, подстроив аварию именно в этом полете, то он сделал это дело очень плохо. Потому что все органы управления самолета до последней секунды были исправны и при четком выполнении полетного задания (даже в случае отказа мотора) пилоту гарантировалась посадка на аэродроме…
Напоследок расскажем о том, что в личном деле летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова есть все для того, чтобы он никогда и ни при каких обстоятельствах не стал образцом для подражания у миллионов своих современников. Во-первых, он был дважды судим. Первый раз - на 1 год за «дискредитацию авторитета и звания командира Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Второй годичный срок он получил за неумышленное уничтожение самолета (летел на высоте 3-5 метров, врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию). Во-вторых, в его врачебном освидетельствовании того времени есть такие строки: «Имеет шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности».
И действительно, за время службы в ВВС Чкалов проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Он много раз совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. Широко известен случай, когда Валерий Павлович пролетел под мостом Равенства в Ленинграде (ныне Троицкий мост в Санкт-Петербурге). И, тем не менее, этот человек сумел стать звездой первой величины, у которой мечтали взять автограф политики, актеры, спортсмены и иные всемирно известные люди.
В период с 18 по 20 июня 1937 года состоялся исторический перелет по маршруту «Москва - Северный полюс – Америка». Преодолев за 56 часов расстояние 8504 километра, одномоторный самолет АНТ-25 под командованием Чкалова совершил посадку на военном аэродроме в окрестностях города Ванкувер на северо-западе США. С отдельным рассказом делового квадрата об этом перелете можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Урна с прахом Валерия Чкалова установлена в Кремлевской стене. В настоящее время память об этом человеке увековечена в названиях двух авиационных заводов, трех городов, многих морских судов, школ и т.д. Улицы имени Чкалова можно встретить во всех городах России и ближнего зарубежья. Есть улица с таким названием и памятник этому человеку в американском городе Ванкувере, где в 1937-м экипаж Валерия Павловича совершил посадку по окончании первого в истории перелета через Северный полюс.