• 12 декабря 2022 15:00
  • 213
  • Время прочтения: 2 мин

Есть повод: Первый ижевский «Москвич»

Есть повод: Первый ижевский «Москвич» Фото: За Рулем
В ночь с 11 на 12 декабря 1966 года в Ижевске был собран первый автомобиль с металлической эмблемой в виде планеты Сируиус и аббревиатурой «Иж» на радиаторе.

Надо сказать, что история Ижевского автозавода началась по инициативе и при поддержке Дмитрия Федоровича Устинова, курировавшего тогда оборонную промышленность страны. И первенцем этого глобального по республиканским меркам автопредприятия стал «Москвич-408». Решением коллегии Министерства оборонной промышленности СССР выпуск автомобиля был намечен на IV квартал 1966 года – на организацию опытного производства отводилось всего полтора года.

Становление автопроизводства в Ижевске началось с так называемого «малого автозавода» – экспериментального предприятия, разместившегося на реконструированных площадях корпуса «Прогресс», где предполагалось осуществлять сборку первых «Москвичей». Для оборудования корпуса предприятия Перми, Днепропетровска, Ижевска и других городов изготовили около полутора тысяч единиц нестандартного оборудования.

12 декабря 1966 года на митинг, посвященный сходу с конвейера первого автомобиля ижевской сборки, собралось порядка тысячи человек. По воспоминаниям очевидцев, цех, наполненный толпами приглашенных, замер в ожидании. И вот настал волнующий момент. Со стенда катков съезжает первый ижевский автомобиль с красным транспарантом: «Пусть машины первые прославят наш завод. Ижевский первенец идет!».

Лучший авторемонтный механик сел в водительское кресло сходящего с финальной линии первого 408-го «Москвича», медленно нажал на газ и… рулевое колесо отделилось от рулевой колонки буквально оказалось у него в руках. Уже потом выяснили, что кто-то из сборщиков, видимо, переволновавшись от важности момента, не до конца закрутил винтовой болт руля.

До конца месяца было собрано 300 автомобилей, а в мае с конвейера сошел 1000-й автомобиль. Первенец автозавода выпускался три года, всего было собрано 4196 этих машин.

Первый ижевский автомобиль состоял из 20 тысяч деталей, которые производились по всему Советскому Союзу. Для производства «Москвича-408» двигатели вез Уфимский моторостроительный завод, задние мосты – Ижевский механический, отопители и радиаторы – Воткинский машиностроительный, передние подвески и рулевые колонки – Пермский велосипедный, радиоаппаратуру поставлял Сарапульский радиозавод и т.д.

Фото: Ижлайф

«Москвич-408» «обкатал» технологию производства для своего более успешного и перспективного наследника – «Москвича-412», с мощным двигателем и современным (на тот момент) обликом. Благодаря чему и стал настоящим хитом среди производимой предприятием продукции. Выпуск этой модели (и ее производных с кузовами хэтчбек, пикап и фургон) продолжался до начала 2000-х годов – так она была любима на потребительском рынке. Общий же объем производства ижевских «Москвичей» превысил 2,3 миллиона единиц.

Напомним, столичный автозавод «Москвич» (бывшее предприятие концерна «Renault») возобновил серийное производство. Первым автомобилем, который начинает выпускать данное предприятие, стал кроссовер «Москвич-3».