С 7 лет мальчик рос без отца, а в 10-летнем возрасте окончив 3 класса церковно-приходской школы, уехал на заработки в Москву, где устроился на кондитерскую фабрику учеником пекаря. За 8 лет работы он прошел большой путь от подмастерья до специалиста по обслуживанию карамельных автоматов.
Во время Первой мировой войны молодой человек попал на Западный фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка. В августе 1917 года после ранения был направлен на лечение в Москву, после чего получил отпуск и в конце того же года демобилизовался из армии. С весны 1918 по лето 1921 М.И. Кошкин год воевал в Красной Армии на фронтах Гражданской войны.
В 1929 году, в 30-летнем возрасте, в числе «парттысячников», Кошкин был зачислен в Ленинградский технологический институт, однако тема обучения оказалась неинтересной для него, и он добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. В 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», а тема его дипломной работы была «Коробка передач среднего танка».
По информации портала calend.ru, первый самостоятельный проект Кошкина оказался не очень удачным - созданный под его руководством танк БТ-9 был отклонен в 1937 году по причине конструктивных ошибок и несоответствия требованиям технического задания.
В 1938 году был утвержден проект создания нового советского танка А-32 с броней толщиной 30 мм и пушкой калибра 76 мм (почти все прочие танки тех лет имели орудия калибром 37 или 45 мм). По результатам первых испытаний новой машины, состоявшихся в 1939 году, было принято решение изготовить два танка с увеличением толщины брони до 45 мм. Именно это изделие со временем станет всемирно известным танком Т-34-76. В начале марта 1940 года Кошкин отправился из Харькова в Москву с двумя новыми танками «своим ходом». Начавшийся «танкопробег» несколько раз был на грани провала. Тем не менее, испытания в Подмосковье завершились успехом: танк Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.
Но сам Кошкин заплатил за этот демонстрационный успех большую цену: простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, против которой в то время еще практически не было эффективных лекарств…
В этом же, 1940 году Т-34 с 76-миллимитровым орудием Л-11 поступил на вооружение Красной Армии. Как известно, впоследствии эту пушку заменят на более удачную «Ф-34» конструкции Василия Грабина. Одно из его творений можно и увидеть, пощупать в сквере на улице Ленина в Ижевске – это не менее знаменитая 57-миллимитровая противотанковая пушка «ЗиС-2».
Как неоднократно писал Деловой квадрат, именно на таком танке (Т-34-76) воевал всемирно известный житель Ижевска Михаил Калашников. Впервые в бою он оказался в последние дни августа 1941 года под Брянском в качестве командира нового танка и в звании старшего сержанта. Уже 31 августа машина М.Т. Калашникова попала под огонь немецкого противотанкового орудия, а сам он получил слепое осколочное ранение в области левого плечевого сустава, и оказался в полевом госпитале.
В начале Великой Отечественной войны Харьковский завод имени Коминтерна был эвакуирован на Урал и работал на территории Уралвагонзавода в городе Нижнем Тагиле. В 1943-1944 годах украинские и уральские конструкторы совместными усилиями создали обновлённый танк Т-34-85 с 85-миллимтеровым орудием «С-53» конструкции всё того же Василия Грабина.
Помимо Нижнего Тагила, танк Т-34-85 также выпускали в Горьком и Омске, но головным по производству этих машин являлся завод №183 (он же «Уралвагонзавод»), который в итоге выпусти две трети от общего числа этих легендарных танков, оказавших огромное влияние на исход схватки с фашизмом. Добавим также, что большинство военных специалистов называют Т-34-85 лучшим танком Второй мировой войны за его живучесть, проходимость, манёвренность и мощность вооружения.
Вскоре заболевание обострилось и Кошкину пришлось удалить одно лёгкое. Он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года – менее чем за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны. После его смерти главным конструктором и руководителем КБ №520 стал его заместитель Александр Морозов. Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк). Его могила не сохранилась – кладбище очень сильно пострадало в горниле Великой Отечественной войны.
В 1942 году создатель легендарной «тридцатьчетвёрки» М.И. Кошкин был уже посмертно удостоен самой главной и наиболее престижной премии тех лет - Сталинской. Наконец, Указом Президента СССР от 4 октября 1990 года «за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34» Михаилу Ильичу Кошкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Остается лишь добавить, что в общей сложности на заводах СССР, Польши и Чехословакии было выпущено 65 919 машин Т-34 различных модификаций. В разные годы эти грозные танки состояли на вооружении 20 государств мира. Еще в 7 странах (Вьетнам, Гвинея, Гвинея-Бисау, Йемен, КНДР, Республика Конго и Куба) они по-прежнему находятся в строю!
В 2018 году Лаос передал Росси 30 единиц Т-34 в полностью исправном состоянии. Именно эти экземпляры используются для киносъёмок и проведения военных парадов в различных городах нашей страны.