Его отец был железнодорожником, а мать - стоматологом. С самого детства мальчик проявлял множество талантов: он прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Однако, никто и подумать не мог, что Михаил станет одним из самых известных авиаконструкторов мира. В 1925 году он поступил в Сибирский технологический институт, где в планерной студенческой секции построил легкий одноместный планер и совершил на нём свой первый полёт. В 19 лет Миль сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.
В рамках летней практики он получил приглашение поучаствовать в создании первого советского автожира КАСКР-1. После института в 1931 году был направлен на Таганрогский авиазавод, там он участвовал в разработке советских автожиров А-7, А-12 и А-15. Михаил Миль был начальником бригады аэродинамики, разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, работал инженером в Опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам. Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал в свободное время учителем немецкого языка.
В тяжелой фронтовой обстановке 1941-1942 годов под Москву был переброшен отряд из пяти автожиров, которые совершили 20 боевых вылетов в качестве корректировщиков артиллерийского огня. В составе этого отряда был и Михаил Миль. Известен эпизод, когда после быстрого прорыва немцев Михаилу Леонтьевичу пришлось пригрозить оружием, чтобы предотвратить панику среди подчинённых и обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл…
В годы войны Миль настойчиво убеждал руководство страны в необходимости создания винтовых летательных аппаратов. В результате в декабре 1947 года сам Иосиф Сталин дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Михаилом Милем. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1) поднялась в воздух 20 сентября 1948 года. На его базе уже через год был создан первый серийный советский вертолёт Ми-1. В 1964 году Михаил Леонтьевич стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы легендарные вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие. Любопытно, что до сих пор выпускаемые в Казани машины Ми-17 и в Улан-Удэ Ми-171, являются глубокой модернизацией машины Ми-8 из далёкого 1961 года. Эта машина входит в список самых массовых вертолётов мировой авиации – всего выпущено 13 тысяч штук различных модификаций вертолёта Ми-8!
На разработанных в КБ Миля машинах было установлено в общей сложности 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками конструктор разработал теорию современного вертолёта. За заслуги в области вертолётостроения ему было присвоено звание Героя социалистического труда. Триумфом работы Михаила Леонтьевича стал показ его уникальных машин на авиационной выставке в Париже в 1965 году. Сын Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжёлых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушёл далеко вперёд.
При всём своём таланте в мире летательных аппаратов, Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график. После смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», была признана художниками вполне профессиональной работой. Этот факт как нельзя лучше подтверждает известный тезис: «Талантливые люди – талантливы во всём!»…