Техас, как один из крупнейших американских штатов, имел очень важное значение для выборной кампании 1964 года. 22 ноября 1963 года Джон Кеннеди и его жена Жаклин прибыли в столицу штата – город Даллас. Незадолго до этого транспортный самолет «Геркулес» доставил туда президентский автомобиль. В тот день с утра шел ливень, но потом погода прояснилась, поэтому было решено снять прозрачную крышу и ехать в открытой машине. Джон Кеннеди и его супруга находились на заднем сиденье, в среднем ряду сидели губернатор штата Джон Конналли с женой, а спереди находились водитель и охранник.
В 10-30 президентский кортеж начал свой путь от аэропорта к центру Далласа. По запруженным людьми улицам города вереница автомобилей двигалась на минимальной скорости. Она была настолько мала, что телохранители шли пешком рядом с машиной главы государства. Сам президент находился в приподнятом настроении. Он махал собравшимся рукой, улыбался, и время от времени выкрикивал: «Благодарю вас! Спасибо!» Лишь через два часа после начала движения кортеж достиг центра Далласа. Объезжая расположенный посреди площади сквер, машины еще более замедлили ход. В этот момент раздалось несколько резких хлопков, оборвавших приветственные крики толпы. По признанию многих очевидцев, они даже не сразу сообразили, что это были выстрелы. Кеннеди схватился за горло, у него хлынула кровь и он упал на руки жены. «Боже мой, они убили моего мужа!» - закричала Жаклин…
Президентская машина оторвалась от кортежа и на бешеной скорости понеслась к ближайшей больнице. Дорога заняла всего четыре минуты, но все усилия врачей оказались бесплодными. Через 25 минут после выстрелов не приходя в сознание 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди скончался.
На месте трагедии несколько свидетелей указали, что огонь велся из открытого окна на шестом этаже склада школьных учебников. Поднявшись туда, полицейские обнаружили винтовку с оптическим прицелом и три стреляные гильзы. По номеру винтовки моментально был установлен владелец оружия – 24-летний служащий книгохранилища бывший морской пехотинец Ли Харви Освальд. Во время задержания преступник спрятался в кинотеатре и застрелил из пистолета сержанта полиции.
Любопытно, что, уволившись в 1959 году из армии, Освальд уже через 3 дня отправился по туристической визе в Советский Союз. Там он попросил политического убежища, а затем два года прожил в Минске, где работал на радиозаводе и женился на гражданке СССР Марине Прусаковой. В 1961 году молодожены вместе с родившейся к тому времени дочерью вернулись в США. В начале октября 1963 года Освальд получил работу в том самом книгохранилище, откуда стрелял в американского президента.
После убийства Кеннеди появилось множество книг и фильмов, утверждавших, что подобное преступление было технически невозможно осуществить. Мол, для этого и дистанция стрельбы было слишком большой, и винтовка недостаточно скорострельной. Однако, каждый, кто занимался пулевой стрельбой, понимает, что при наличии хорошей огневой подготовки замысел бывшего морпеха Освальда был вполне осуществим…
По окончании двухдневных допросов в городском полицейском управлении преступника повезли в окружную тюрьму. Когда его вели к подземной автомобильной стоянке, какой-то человек подбежал к Освальду и, выхватив револьвер, выстрелил в упор. Это был владелец одного из ночных клубов города Джек Рубинштейн, более известный как Джек Руби. На вопрос о причинах своего поступка он сказал: «Я сделал это ради Джона Кеннеди!».
Такими образом, следствие так и не успело достоверно установить – действовал ли Освальд в одиночку или он являлся лишь исполнителем чьего-то зловещего замысла. Спустя почти шесть десятков лет после преступления историки продолжают споры и так и не могут дать однозначных ответов на вышеназванные вопросы. Существует ряд теорий, подвергающих сомнению выводы следствия, в том числе заговор американских или советских спецслужб, однако ни одна из них не была доказана. Социологические опросы показывают, что свыше 70% американцев не верят в официальную версию этого убийства…
Несмотря на весь трагизм происшествия в Далласе, оно не являлось первым таким случаем в истории США. До этого дня уже было подобное покушение. Как известно, 15 февраля 1933 года в Майами (штат Флорида) безработный каменщик Джузеппе Дзангара открыл огонь по открытому автомобилю, в котором ехал только что избранный 32-й президент США Франклин Рузвельт. Пули миновали его, зато погиб сидевший рядом с ним Антон Чермак - мэр города Чикаго.
Лишь в 1939 году по настоянию службы безопасности Белого Дома в президентский гараж поступил первый специализированный автомобиль, имевший броневую защиту и пуленепробиваемое лобовое стекло – это был «Lincoln 430-B» с открытым кузовом типа кабриолет. Читателю может показаться странным пристрастие первых лиц США к открытым автомобилям. Однако каждый президент этой страны считал своим долгом публично являться избирателям. Поэтому открытый парадно-выездной автомобиль был нормой для американских президентов, несмотря на все связанные с этим возможные риски.
В авангарде американской автомобильной моды на рубеже 50-х и 60-х годов оказался фордовский «Lincoln Continental». В это время одно из подразделений этой компании возглавлял хороший знакомый Джона Кеннеди - Роберт Макнамара, который в последующем станет министром обороны США. Ну а в 1961 году благодаря этому знакомству именно «Lincoln Continental» стал прототипом будущего президентского автомобиля (упомянутая модель получила индекс «Х-100»).
Внутренности базового автомобиля трогать почти не стали, лишь усилили подвеску и форсировали двигатель с 300 до 320 лошадиных сил. А вот кузов изменился почти до неузнаваемости: на целый метр была удлинена база и добавлены такие атрибуты, как съемные флагштоки, фары-искатели, боковые выдвижные подножки, площадки на заднем бампере и поручни для охранников, а также сирена и радиотелефон. Широко распространенное заблуждение о том, что съемная прозрачная крыша этого автомобиля была якобы сделана из пуленепробиваемого стекла. К сожалению, это утверждение не соответствует действительности: 8-миллиметровый плексиглас не смог бы остановить выпущенные Освальдом пули – для этого его толщина должна была быть не менее 5 сантиметров!
В июне 1961-го сверкающий хромом темно-синий президентский автомобиль с номерными знаками «GG-300» появился на вашингтонских улицах. Следует отметить, что эта машина возила не только тогдашнего президента США – ее также использовали для встреч всех шестерых американских астронавтов, которые успели совершить полеты до момента гибели Джона Кеннеди.
Вскоре после вышеописанных событий автомобиль, в котором погиб Джон Кеннеди, очутился на заводе, где всего за 13 недель была сделана его коренная перестройка. Она включала в себя улучшенныый бронированный верх из стали и титана, усиленную подвеску (дабы она могла выдержать возросший в полтора раза вес машины), металлические диски с ободами внутри шин (они позволяли двигаться даже с пробитыми колесами), заполнение бензобака специальным губчатым веществом, предотвращающим возгорание топлива и новый, форсированный почти на 20 процентов двигатель ручной сборки.
Возрожденный автомобиль был готов к 11 мая 1964 года. Все работы обошлись в полмиллиона долларов, которые были разделены пополам между «Форд Мотор» и федеральной казной. С учетом первоначальной цены, окончательная стоимость президентской машины составила 700 тысяч долларов - наверняка, это был самый дорогой в истории неантикварный легковой автомобиль. Тем не менее, президент Линдон Джонсон отказался ездить на нем, поскольку слишком многое там напоминало о прежнем владельце (согласно законодательству США, в случае смерти первого лица, повторные выборы не проводятся, а вице-президент становится во главе государства до конца срока президентских полномочий). Не помогла даже перекраска автомобиля и темно-синего в черный цвет - при каждом удобном случае Джонсон старался ездить в других автомобилях из гаража Белого Дома.
Пришедшему к власти в 1968 году Ричарду Никсону такие чувства не терзали душу, а потому он спокойно ездил на этом «Lincoln Continental Х-100». Автомобиль-ветеран послужил еще двум президентам США - Джеральду Форду и Джимми Картеру, и вышел в отставку только в 1977 году. Пробег автомобиля к этому моменту насчитывал более 150 тысяч километров.
В 2003-м, в год сорокалетия со дня гибели Джона Кеннеди на аукцион в Нью-Йорке был выставлен автомобиль «Lincoln Continental» 1963 года выпуска. СМИ поспешили сообщить о том, что это якобы та самая машина, в которой в момент убийства ехал президент США, однако, этот экземпляр не имеет никакого отношения к инциденту в Далласе. Напомним, что «президентское» авто было выпущено вовсе не в 1963-м, а двумя годами ранее. Отреставрированный автомобиль, в котором действительно погиб Джон Кеннеди в настоящее время хранится в заводском музее компании «Форд Мотор» в городе Дирборн в штате Мичиган.