Начнём с того, что самый первый в истории вертикальный полёт вертолёта проходил на привязи, без пилота и не был управляемым. Он состоялся 24 августа 1907 года и продолжался всего одну минуту! В тот день построенный во Франции братьями Луи и Жаком Бреге аппарат поднялся в воздух на высоту 50 сантиметров. Он весил 578 кг, был оборудован с 45-сильным двигателем и имел 4 несущих винта диаметром по 8 метров каждый…
Следующей вехой в истории вертолётостроения стал полёт человека. Первым счастливчиком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский механик велосипедов Поль Корню. На сконструированном им аппарате 3 ноября 1907 года он достиг высоты в полметра и провисел в воздухе 20 секунд. Основное достижение Корню состояло в попытке сделать вертолёт управляемым - под винтами имелись специальные поверхности, которые отражали от них поток воздуха и давали аппарату определённый запас манёвренности.
Наконец, 18 мая 1911 года выдающийся российский инженер Борис Юрьев опубликовал «схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей». До этого изобретения управлять полётом вертолёта предполагалось с помощью рулей или дополнительных боковых винтов. Благодаря появлению автомата перекоса стало возможным управлять машиной непосредственно несущим винтом. До настоящего времени этот механизм используется на большинстве всех вертолётов мира. Уже в 1912 году Борис Юрьев построил первый макет одновинтового вертолёта с рулевым винтом. Однако, из-за отсутствия денег он не смог запатентовать свои изобретения и продолжить разработки.
Первым мировым рекордом, зарегистрированным для вертолётов, стало достижение итальянского инженера Корредино д’Асканио. В октябре 1930 года это машина завоевала мировой рекорд высоты, который составил целых 18 метров! Уже 14 августа 1932 года советская машина ЭА-1, созданная в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством Алексея Черемухина поднялась на рекордную для того времени высоту – 605 метров. С ними вместе трудились и другие инженеры, ставшие впоследствии ведущими специалистами советского вертолетостроения - Николай Скржинский, Михаил Миль, Николай Камов – в будущем все они станут известными конструкторами вертолётов.
Термин «вертолёт» (от глаголов «вертится» и «летает») возник в СССР - его автором стал Николай Камов. Самым ранним документом, в котором употребляется этот термин, является Протокол заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа от 8 февраля 1929 года. Заседание Комиссии было посвящено рассмотрению проекта автожира КАСКР-1 инженеров Камова и Скржинского. Новое слово прижилось как синоним слова «геликоптер», а уже к концу 1940-х годов полностью вытеснило его.
В декабре 1947 года сам Иосиф Сталину дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Михаилом Милем. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1) поднялась в воздух 20 сентября 1948 года. На его базе уже через год был создан первый серийный советский вертолёт Ми-1.
Сегодня винтокрылые машины выпускают пять предприятий холдинга «Вертолёты России». Они расположены в городах Улан-Удэ (Ми-171, Ка-226), Казани (Ми-17, «Ансат»), в Ростове-на-Дону (Ми-24, Ми-26, Ми-28), в башкирском Кумертау (Ка-32, Ка-226), а также в Арсеньеве Приморского края (Ка-52 «Аллигатор»).
Холдинг «Вертолёты России» входит в ТОП-3 основных производителей винтокрылых машин в мире после «Airbus Helicopters» (Франция/Великобритания) и «Robinson Helicopter» (США). Однако, по характеристикам и оснащению вертолётов военных, российским машинам нет равных в мире. Подробно о боевых российских вертолётах мы рассказали в материале «Делового квадрата» ЗДЕСЬ.